Я – это Я или Мы? Как помочь близнецам обрести индивидуальность

  • Помочь близнецам найти золотую середину между тесной привязанностью и независимостью друг от друга – самая сложная задача их для родителей. Чем лучше у близнецов сформируется индивидуальность, тем более стабильными будут их отношения с другими людьми на протяжении всей жизни.

    Психологи, работающие с близнецами, знают, что они часто задумываются над проблемами обретения индивидуальности. Некоторые признаются, что, будучи в разлуке с соблизнецом, чувствуют себя «недочеловеком», в то время как вместе они представляют собой человеческое существо сверхъестественной силы. Кроме того, часто поднимается тема «хорошего» и «плохого» близнеца: близнецам кажется, что при разлуке один из них станет воплощением добра, а другой – зла. Некоторые близнецы втайне опасаются, что родители перепутали их при рождении, поэтому они никогда не узнают, кто из них на самом деле кто. Кто-то из них считает соблизнеца своей обратной стороной. Другие говорят, что когда они хотят быть собой, это на самом деле значит, что они хотят быть со своим соблизнецом. 

    Из психологии развития и психоанализа известно, что осознание своей отделенности от других людей возникает далеко не сразу. Ребенок входит в мир, не понимая разницы между собой и другими, не отличая себя от окружающих. По мере дальнейшего развития человек откалывается от того целого, частью которого он раньше являлся. 

    Иногда при виде МЗ близнецов у окружающих возникает странное чувство, которое коренится в неосознанных воспоминаниях о том, как мы когда-то составляли единое целое с окружающим миром. Они признаются в своем желании существовать как отдельная личность, но в то же время не быть ею. Другими словами, близнецовая ситуация представляется посторонним как возможность утолить боль одиночества, связанного с человеческой разобщенностью, и вместе с тем сохранить свою индивидуальность. Этим можно объяснить, почему близнецы так очаровывают окружающих. 

    В 1995 году в СМИ появилась история о девочках-близнецах, которые родились раньше срока и были, как это обычно делается, помещены в разные кювезы. Через три недели после рождения состояние одной из них стало критическим. Медперсонал был не в состоянии стабилизировать его; все боялись, что она умрет. Тогда с согласия родителей близнецов поместили в один кювез. Здоровая девочка прижалась к больной и обвила сестру своей тонкой ручонкой. Спустя несколько минут содержание кислорода в крови заболевшей сестренки достигло такого благоприятного уровня, какого не наблюдалось с момента ее рождения. 

    Основная задача развития близнецов в детстве, а порой и во взрослом возрасте – перейти от «Мы» к «Я». Это трудная задача для любого человека, и тем более для близнецов. Снова и снова вступая во взаимодействие с окружающей средой, мы начинаем отделять себя от мира и узнавать, кто мы есть. Прежде всего происходит отделение ребенка от матери.

    Для двойняшек и тройняшек этот процесс осложняется тем, что им нужно научиться отделять себя еще и от соблизнецов, которые всегда рядом. Чем более они похожи внешне, тем сложнее для них эта задача. Этот процесс начинается в возрасте примерно 6 месяцев. Родители обнаруживают, что ребенок, который раньше охотно «шел на ручки» ко всем желающим, теперь избегает посторонних людей. Это явление называется «боязнь незнакомых» и означает, что ребенок начал отличать людей друг от друга и в том числе от самого себя. И, что интересно, психологи обнаружили, что в возрасте 6-10 месяцев близнецы начинают остро осознавать друг друга: они избегают смотреть на своего соблизнеца. Поскольку это в это время начинается разделение и индивидуализация, присутствие рядом кого-то, кто так похож на тебя, вызывает неприятные ощущения. 

    Если родители в детском возрасте относятся к близнецам как к единому целому, это может стать помехой процессу обретения личной идентичности. Развитие индивидуальности не несет никакой угрозы близнецовым отношениям, а, напротив, делает их более здоровыми и сбалансированными.

    Каким образом помочь двойняшкам и тройняшкам сформировать собственную идентичность, нужно решать отдельно для каждого конкретного случая. Нет ответа, который одинаково подходит для всех. Многие близнецы на сеансах психотерапии рассказывают, что отделение друг от друга нанесло им тяжелую травму. Другие близнецы, напротив, страдают из-за того, что их в свое время не разделили. Поэтому родители должны исходить из особенностей конкретной ситуации. Что касается одинаковой одежды, одновременного празднования дней рождения, совместных походов в гости и так далее, взгляните на близнецов как на отдельных личностей и с их помощью решите, что лучше для каждого из них. Хотя решения детей-близнецов – не окончательный приговор, учет их пожеланий позволяет прийти к правильным выводам. 

    Большинство близнецов считают, что быть близнецом – это подарок судьбы, несмотря на все специфические трудности. Они говорят, что таким образом получают преимущество в освоении отношений между людьми. Когда мы учим близнецов быть полноценными личностями с прочной идентичностью, способными устанавливать близкие отношения с окружающими, мы помогаем им найти золотую середину между слиянием и разделенностью. В конечном итоге они могут наслаждаться такой близостью с другим человеком, какая недосягаема для не-близнецов.