Синдром дефицита внимания у близнецов

  • Что такое синдром дефицита внимания?

    Синдром дефицита внимания был впервые описан в 1902 году как «недостаток морального контроля». Сейчас это название вызывает улыбку, однако описанные симптомы этого нарушения очень похожи на то, что мы теперь называем синдромом дефицита внимания. Название многократно пересматривалось – от «минимальных мозговых повреждений» до «минимальных мозговых дисфункций». Согласия о определении этого синдрома еще не достигнуто. 

    Различия в определениях синдрома дефицита внимания

    В разных странах и в разные времена существовало столько определений этого синдрома, что в них немудрено запутаться. Поэтому проведем краткий исторический экскурс. В США и Австралии для облегчения постановки диагноза поведенческих проблем и психических заболеваний использовался преимущественно каталог DSM, разработанный американскими психиатрами. В 1987 году в каталоге DSM-III-R значилась только одна форма синдрома дефицита внимания; чтобы получить такой диагноз, ребенок должен был продемонстрировать 8 из 14 возможных нарушений внимания и активности. Многие клиницисты чувствовали, что этот подход не совсем верен и что не все дети с описанным синдромом похожи между собой. В 1994 году был выпущен DSM-IV, где значились уже три типа синдрома дефицита внимания: чистый невнимательный тип, чистый гиперактивный/ импульсивный тип и смешанный тип, у которого проявлялись оба ряда симптомов. Постановка диагноза опиралась не просто на наличие симптомов, а также на степень выраженности этих нарушений по крайней мере в двух ситуациях (дома, в школе и т.д.). В то же время различия в диагнозах подчеркивали, что трем выделенным типам сопутствуют разные симптомы – нарушения чтения, моторные нарушения (неуклюжесть) и т.д. 

    В Европе широко использовалась классификация ICD-10, которая представляет собой более разветвленную систему, включающую не только проблемы поведения, но и физические заболевания. Чтобы получить диагноз синдрома дефицита внимания, у человека должны проявляться симптомы как невнимательного, так и гиперактивного/ импульсивного типа, и о проблемах должны сообщать два источника (например, родители и учителя). Таким образом, эта классификация более строгая и сокращенная.

    Итак, мы видим, что психологи и психиатры только начали искать точки соприкосновения в определении этой проблемы. Что это может значить для семьи и школы?

    При постановке диагноза по каталогу DSM-IV мы рискуем упустить многих детей с проблемами внимания. Признаки гиперактивности, по которым традиционно распознается синдром дефицита внимания, у них отсутствуют. Чистый невнимательный тип наиболее распространен в популяционных исследованиях, чистый гиперактивный/ импульсивный – самый редкий, а смешанный находится где-то посередине. 

    Но действительно ли у многих детей (и взрослых) наблюдаются проблемы с вниманием? Симптомы синдрома дефицита внимания в популяции представляют собой континуум. У всех у нас есть какие-то симптомы, но у кого-то они столь многочисленны и сильны, что приходится ставить диагноз синдрома дефицита внимания. 

    При постановке диагноза следует учитывать сопутствующие симптомы. Может быть, ребенок страдает вовсе не от синдрома дефицита внимания, а от симптомов, которые обычно с ним связываются – проблема произвольности, нарушения чтения, моторные нарушения.

    Что такое проблема произвольности? Она не сводится к простому непослушанию. «Мы спросили у мамы маленьких МЗ близнецов, проявлялась ли у них когда-либо жестокость к животным (один из обычных вопросов). Помолчав, она сказала, что одна из девочек однажды уселась сверху на кошку, а вторая отрезала ей уши…»

    На самом деле проблема произвольности встречается у близнецов не чаще, чем у одиночнорожденных, несмотря на то, что она связана с синдромом дефицита внимания. Еще один сопутствующий симптом – тревога при расставании с родителем – похожа на ту «прилипчивость», которая временами проявляется у некоторых детей; на нее стоит обращать внимание только если она мешает нормальной жизнедеятельности. Она немного чаще встречается у маленьких близнецов, поскольку им сложнее привлечь к себе внимание родителей. Она также более распространена у молодых людей с синдромом дефицита внимания, потому что они больше полагаются на своих родителей. Как показано ниже, у человека с синдромом дефицита внимания обычно мало друзей, поэтому он не хочет отдаляться от родителей. 

    Каким образом сопутствующие симптомы распределяются по типам?
    У близнецов гиперактивного/ импульсивного типа не больше проблем с речью и чтением, чем у обычных близнецов, но проблемы с произвольностью и тревога при расставании выражены сильнее.
    У невнимательного и смешанного типов больше проблем с речью; у половины из таких детей наблюдаются нарушения чтения.
    У смешанного типа проблемы произвольности более распространены, чем у других.

    Почему синдром дефицита внимания более распространен среди близнецов?

    Начнем с того, что он только немногим более свойствен близнецам, чего не скажешь о проблемах речи и чтения. Поэтому важно не торопиться с выводами. Если близнец плохо успевает в школе, это еще не значит, что у него синдром дефицита внимания. Способы коррекции изолированных проблем в обучении могут сильно отличаться от способов коррекции синдрома дефицита внимания. Проблемы пренатального развития некоторых близнецов могут отягощать симптоматику, но это относится далеко не ко всем. Никто точно не знает, почему близнецы по распространенности синдрома дефицита внимания отличаются от одиночнорожденных детей, но есть основания полагать, что это обусловлено наличием у них одного или более сиблингов того же возраста. Как можно научиться сосредотачиваться, когда рядом с вами постоянно находятся другие дети, которые играют в интересные для вас игры и отвлекают ваше внимание? Поведение одного из близнецов оказывает сильнейшее влияние на остальных. Недавнее исследование, проведенное в Австралии, показало, что к подростковому возрасту сходство близнецов по симптомам гиперактивности возрастает, но по симптомам невнимательности это не всегда так. И это понятно. Вам было бы сложно игнорировать поведение своих гиперактивных со-близнецов, но их невнимательность не оказывает на вас такого влияния. 

    В то же время нужно задуматься над тем, на что похожа жизнь человека, у которого есть близнецы. 20 лет назад было показано, что близнецы лучше, чем одиночнорожденные, понимают быструю речь. И их родителям понятно, почему! Но те же факторы играют негативную роль при развитии у ребенка синдрома дефицита внимания. Часто у родителей нет времени давать каждому из близнецов отдельные задания. Поэтому детей просят: «Почистите зубы, посмотрите, почищены ли ботинки, соберите сумки и возьмите деньги». Для детей с синдромом дефицита внимания этот список слишком длинный, поэтому родители и учителя должны снисходительно относиться к тому, что что-то будет упущено.

    Синдром дефицита внимания и самооценка

    Специфические характеристики синдрома дефицита внимания:
    • Отвержение сверстниками. У детей с синдромом дефицита внимания обычно мало друзей. Они не соблюдают общепринятых норм общения, из-за своей импульсивности могут перебивать собеседника и влезать в разговор со своими репликами. Поэтому другие дети не хотят водиться с ними. Кроме того, их дружбе могут препятствовать родители, не позволяющие своим детям общаться с «забияками». Поэтому их не приглашают в гости и на дни рождения. 
    • Исследования показали, что около 70% детей с синдромом дефицита внимания имеют сопутствующие моторные нарушения (неуклюжесть). Это отражается на их занятиях спортом, и другие дети не хотят играть в одной команде с теми, кто пропускает каждый мяч. 
    • Прием лекарств в школе. Срок действия лекарств, которые прописывают при синдроме дефицита внимания, заканчивается очень быстро (это один из доводов в пользу их применения, потому что они усваиваются организмом за несколько часов). Поэтому в течение учебного дня эти препараты нужно принимать несколько раз. Это неудобно для любого ребенка и любого учителя, но вдвойне неудобно для близнецов, потому что зависимость от лекарств может отличать их от со-близнецов.

    Дети с синдромом дефицита внимания в классе

    При поступлении в школу таких близнецов их родители должны задаться несколькими основными вопросами:
    1. Какова политика школы по отношению к детям с синдромом дефицита внимания? 
    Вот несколько советов для учителей и одноклассников:
    • Посадите ребенка ближе к учителю и подальше от посторонних раздражителей; учебная нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям сосредоточения внимания.
    • Сделайте периоды работы более короткими, но частыми и помогайте детям следить за временем, чтобы они могли сами оценивать масштаб проделанной работы.
    • Давайте детям четкие инструкции, но следите, чтобы задания не шли друг за другом непрерывным потоком; если ребенок отступает от инструкции, мягко и ненавязчиво верните его к заданию.
    • Убедитесь, что в классе этим детям удается хоть что-то.
    • Направляйте их внимание и подсказывайте, когда нужно прервать деятельность: «остановись, подумай, действуй». 
    • Следите за тем, чтобы работа была закончена: давать незаконченную работу домой – это не выход; это только затрудняет положение детей с синдромом дефицита внимания.

    2) Как в школе отреагируют на то, что у одного или нескольких из моих близнецов синдром дефицита внимания? В некоторых школах до сих пор считается, что этого синдрома «не существует». Поэтому не только близнецы с синдромом дефицита внимания, но и их семьи не найдут там понимания.

    3) Можно ли учесть синдром дефицита внимания при принятии решения о раздельном обучении близнецов? При синдроме дефицита внимания простое разделение близнецов по классам не поможет. С точки зрения самооценки близнецов совместное обучение часто предпочтительнее. «Эндрю был очень расстроен, когда ему предложили перейти в другой класс. И не столько по причине разлуки с Шоном (его со-близнецом) как таковой. Из-за синдрома дефицита внимания ему сложно заводить и удерживать друзей, и присутствие Шона помогает. Когда они вдвоем, многие дети принимают Эндрю, потому что им нравится Шон. Мы не можем представить себе Эндрю без друзей в новом классе. Это похоже на то, будто тебя наказывают за то, что у тебя синдром дефицита внимания». 

    С другой стороны, поведение детей с синдромом дефицита внимания может быть таким тяжелым, что их со-близнецам лучше учиться отдельно от них. 


    по материалам зарубежных интернет-публикаций 
    [ Алина Сибурина ]