Близнецы в средней школе

  • Какова специфика отношений между близнецами, вступающими в подростковый возраст, и школой?

    Для близнецов переход в среднюю школу знаменуется тремя основными моментами:

    1. Покинув начальную школу, ребенок оказывается в самом низу иерархии средней школы. В начальной школе близнецы обычно пользуются популярностью среди сверстников и признанием учителей, но в средней школе это не всегда так. «Я не могу понять, что стряслось, когда мои близнецы перешли в среднюю школу. В начальной школе все было так хорошо! Теперь каждый день то одного, то другого вызывают к директору. Как будто они специально стараются нашалить, чтобы привлечь к себе внимание». 

    В 1966 г. Элен Кох, исследовавшая близнецов школьного возраста, предложила термин «эффект примадонны» для описания поведения детей, которые для приобретения и удержания друзей больше не могут пользоваться своим статусом близнецов. При отсутствии адекватных навыков общения со сверстниками они пытаются «встать на уши», чтобы привлечь к себе внимание.

    2. Переход в среднюю школу требует от ребенка развития навыков самоорганизации, потому что он попадает к новым учителям, а количество учебных предметов увеличивается. Вопросы раздельного обучения близнецов теряют свою актуальность, поскольку они начинают избирательно подходить к изучению школьных дисциплин в соответствии со своими пристрастиями. В то же время, проблемы произвольной концентрации внимания становятся более очевидными, потому что за близнецами больше никто не приглядывает: «Я знаю, что мои тройняшки никогда не блистали в школе, но, когда они перешли в среднюю школу, стало просто невыносимо. Они забывают домашние задания, забывают учебники – они бы вообще забыли ходить в школу, если бы я их туда не выпроваживала… Они привыкли быть тройней; теперь они три отдельных личности и не уже поддерживают друг друга так, как это было всегда».

    3. Каждый подросток должен обрести независимость от родителей. Но близнецам нужно стать независимыми также и друг от друга. Кроме того, им нужно примерить на себя социальные требования, которые предъявляются, в частности, к таким сферам жизни как режим питания и внешний облик. «Мои девочки-близняшки пересчитывали горошины у себя на тарелках. Если у одной из них оказывалась лишняя горошинка, она разражалась криками, что из-за всех нас она потолстеет – что мне было с этим делать?» 

    Различия между одиночнорожденными детьми и близнецами в становлении индивидуальности также могут сказаться на школьном обучении последних. Французский психолог Рене Заззо назвал поведение близнецов, которые преувеличивают свои отличия друг от друга, чтобы продемонстрировать свою независимость, эффектом пары. Это может дойти до того, что один из близнецов специально запускает учебу, чтобы подчеркнуть свои отличия от со-близнеца. Поэтому родителям близнецов очень важно установить отношения сотрудничества со школой. Часто только родители знают, как велико было сходство близнецов в начале школьного обучения, и как между ними возникли различия. Учителя видят только тот факт, что один из близнецов лучше успевает в учебе, и объясняют это обычными различиями между двумя детьми. В этом возрасте близнецы, родители и школа должны объединить усилия, чтобы понять происходящее. Семьи близнецов часто жалуются на интересный парадокс: учитель пытается обсудить с родителем обоих близнецов за одну встречу вместо того, чтобы организовать отдельные встречи по поводу каждого ребенка. Администрация школы подходит к со-близнецам как к паре, часто не рассматривая их как индивидуальных участников учебного процесса. 

    Различия между близнецами в подростковом возрасте

    Мэри Розембо, автор книги о близнецах-подростках, описывает случай девочек, у одной из которых менструация началась на 3 года раньше, чем у другой. Хотя такой возрастной разброс нормален для популяции в целом, со-близнецам может быть трудно принять такие различия. Ведь они соотносят сроки своего физического созревания не только со сверстниками, одноклассниками, но и между собой. Исследователи обнаружили, что большинство близнецов-подростков очень лояльны друг другу и не акцентируют внимание на своей непохожести, но отрицать различия в темпах физического созревания им довольно трудно. Разные темпы развития разнополых близнецов в подростковом возрасте становятся еще более заметны. «Это действительно разбило пару моих близнецов. Они привыкли быть всегда вместе. А теперь она – молодая женщина, а он – по-прежнему смешливый подвижный ребенок. Он не обращает на это особого внимания, но она говорит, что это так странно – учиться с ним в одном классе. Дома мы из кожи вон лезем, объясняя им про разные темпы развития у мальчиков и девочек, но школа сводит на нет все наши усилия. У детей разное мнение даже о тех заданиях, которые им предстоит выполнить, и у нее с ее друзьями (конечно, он не входит в их круг) гораздо более зрелые идеи по этому поводу. Я не уверена, что учителя это осознают. Да, они видят, что мальчики созревают позже девочек. Но они также считают моего сына менее развитым, чем дочь, и это несправедливо». 

    По признанию самих подростков-близнецов, больше всего их беспокоят следующие 10 вопросов и проблем:
    • Как развить свою индивидуальность и понять свои сильные и слабые стороны?
    • Что делать, если окружающие сравнивают близнецов друг с другом, и как убедить их не допускать этого?
    • Как поступать в ситуации, если одному из членов пары нравится быть близнецом, а второй настроен негативно по отношению к этому статусу?
    • Ревность между близнецами.
    • Как относиться к различиям между близнецами в физическом развитии, академической успеваемости и в отношениях с друзьями?
    • Как найти золотую середину между независимостью от со-близнеца и близкой дружеской поддержкой с его стороны?
    • Как понять, что каждому из близнецов по отдельности нужно развивать навыки общения, хотя близнецы как пара привлекают всеобщее внимание? 
    • Как общаться с родителями, которые хотят, чтобы их дети были прежде всего близнецами и лишь затем – молодыми взрослыми?
    • Как перерасти родительские стереотипы?
    • Как выразить свою индивидуальность, занимаясь тем же, что и со-близнец?


    по материалам зарубежных интернет-публикаций 
    [ Алина Сибурина ]