Как обучаются ваши близнецы?

  • Многие родители заинтригованы различиями личностных черт их детей-близнецов. Однако родители и учителя могут не полностью осознавать, что даже у одиночнорожденных братьев и сестер часто встречаются совершенно разные стили обучения. И даже близнецы при обучении могут придерживаться различных стратегий. 

    Что такое стили обучения?

    Самое распространенное определение стиля обучения звучит так: это уникальный способ восприятия и обработки человеком новой или сложной информации в учебной ситуации. Стиль обучения – это не индивидуальный стиль личности или деятельности в целом, хотя многие исследователи продолжают искать связь между стилем обучения и другими стилями. 

    Когда вы слышите выражение «стиль обучения», вам первым делом приходят на ум модальности восприятия, посредством которых человек предпочитает получать информацию, – слуховая, зрительная, кинестетическая или тактильная. Но многие модели стилей обучения включают несколько других элементов.
    Категории стилей учения. 

    Четыре основные категории стиля обучения – это физическая, психологическая, средовая и социальная. Каждая из этих категорий содержит специфические элементы (модальности восприятия включены в физическую категорию). Стиль обучения человека обычно включает от 3 до 6 элементов из этих категорий. Другими словами, элементы, которые человек обычно предпочитает в учебной ситуации, становятся существенными элементами его стиля обучения. Эти элементы помогают нам сосредоточиться на учебной задаче и не отвлекаться. 

    Категории стилей обучения:
    1. Физическая (или физиологическая). 
    Элементы и их описание:
    а) Время суток – утро, полдень или вечер.
    б) Прием пищи – жевание или питье.
    в) Модальности восприятия:
    • Слуховая – учащийся предпочитает воспринимать информацию на слух.
    • Зрительная – предпочитает зрительную информацию.
    • Тактильная – предпочитает манипуляции пальцами (руками).
    • Кинестетическая – предпочитает движения всем телом.

    2. Психологическая.
    а) Эмоции – включает в себя упорство, чувство ответственности, ощущение безопасности.
    б) Мотивация – может включать многие факторы.
    в) Межполушарная асимметрия:
    • Правое полушарие – учащийся предпочитает сначала понять целое, а потом концентрируется на его частях (деталях).
    • Левое полушарие – сначала смотрит на детали, а потом концентрируется на целом.

    3. Средовая.
    а) Освещенность – тускло или ярко освещенные области.
    б) Звук – фоновый звук или тишина.
    в) Температура – тепло или прохлада.
    г) Обстановка – формальная (стол и стул с прямой спинкой) или неформальная (в шезлонге или лежа на диване, кровати или на полу).

    4. Социальная.
    а) В одиночестве – лучше всего обучается в одиночестве.
    б) В паре – лучше всего обучается в компании с другим человеком.
    в) Со сверстниками – лучше всего обучается с детьми своего возраста.
    г) В группе – лучше всего обучается в группе из трех и более человек.
    д) С авторитетом (экспертом) – лучше всего обучается в присутствии старшего по возрасту или человека, которого считает «экспертом».

    Исследования показывают, что если элементы стиля учения соответствуют друг другу, человек показывает более высокие результаты в учебе и позитивно относится к ситуации обучения. 

    Предпочтение того или иного стиля обучения у детей проявляется неявно и разными путями. Родители могут определить предпочтения детей путем наблюдения за ними в ситуации обучения. Например, если ребенок постоянно читает книги в мягком кресле или лежа на полу, значит, при обучении он предпочитает свободную и непринужденную обстановку. Если ребенок надевает свитер или укутывается в одеяло, значит, он любит учиться в тепле. Если он любит решать задачи, требующие манипуляции предметами, это может указывать на предпочтение им тактильного способа обучения. Важно иметь в виду не только поведение детей во время выполнения учебных заданий, но и частоту проявлений этого поведения. 

    Один из методов сбора данных о поведении близнецов – ведение учебного журнала, куда записываются приемы, используемые каждым близнецом для обучения и концентрации внимания. Предпочитаемые ребенком элементы стиля обучения наиболее ярко проявляются при усвоении новой или сложной информации.
    Часто учителя и друзья считают, что близнецы обучаются одинаковым образом. На самом деле, хотя некоторые элементы их стилей обучения могут совпадать, часто обнаруживаются и элементы, уникальные для каждого. 

    Важно понимать, что стиль учения – это скорее процесс, чем раз и навсегда сформировавшееся явление. Частично изменения стиля учения ребенка могут объясняться за счет обогащения его опыта обучения в школе и за ее пределами. Болезни и физический развитие – другие факторы, которые могут влиять на развитие стиля учения. Поэтому важно рассматривать стиль учения ребенка скорее как совокупность сформировавшихся на данный момент предпочтений, а не как пожизненный «ярлык», что он всегда будет учиться именно так, а не иначе. 

    Что касается модальностей восприятия, то маленькие дети при изучении окружающего мира обычно опираются на тактильные и кинестетические ощущения. Малыши познают мир через рот и размашистые движения, в которых задействуется все тело. Позже они начинают распознавать зрительные сигналы и для изучения окружающего пространства пользуются зрением. В дошкольном возрасте по мере развития речи и навыков общения большее значение приобретает слуховое восприятие и повторение определенных звуков. Слабовидящие или слабослышащие дети учатся полагаться на осязание.

    Помните, что нет плохих или хороших стилей обучения. У каждого человека есть свои сильные стороны, которые он умеет использовать. И хотя нам не всегда нравятся проявления того или иного стиля у учащихся, нужно иметь в виду, что для познания мира одинаково важен каждый из этих уникальных стилей. 
    Основной вопрос для родителей звучит так: какие условия помогают моим детям сосредоточиться на учебном задании? Наблюдение за выборами детей и обсуждение с ними их предпочтений поможетвыявить специфические элементы их стиля обучения. Для понимания роли каждого элемента важно фиксировать частоту его проявлений.

    Детей раннего возраста важно познакомить с как можно большим разнообразием способов познания окружающего мира. Подталкивайте детей полноценно использовать все пять чувств – зрение, обоняние, вкус, слух и осязание. Поощряйте творческий поиск детьми разных способов демонстрации своих новоприобретенных умений. 

    Одна учительница начальных классов давала ученикам возможность проявить свой стиль обучения и после завершения темы говорила им: «Теперь, чтобы показать мне, что вам удалось усвоить, вы реализуете какой-то свой замысел, имеющий отношение к пройденному». Она с воодушевлением рассказывала о сложных творческих проектах, которые ее ученики воплощали в жизнь. Например, ученики, предпочитающие тактильную модальность, изготавливали сложные диорамы или модели, относящиеся к изученной теме. Другие ученики устраивали кинестетические представления – пародии или драмы, а некоторые создавали аудиозаписи в соответствии со своими слуховыми предпочтениями.

    Что могут сделать родители для развития индивидуальных стилей учения своих детей?

    Помогите детям опробовать новые способы освоения непосредственного окружения, особенно в ситуациях обучения. Если дети учат алфавит, попросите их рисовать комбинации букв на песке или в воздухе или изображать телом форму букв во время произнесения соответствующих звуков. Позвольте детям выбирать разные способы демонстрации своих умений. 

    Дайте возможность детям обучаться разнообразными способами. Позвольте им выбирать место для чтения, письма и выполнения других заданий. Посмотрите, как они учатся в одиночестве, со сверстником, в группе детей или вместе со взрослым. 

    Помогите детям определить свои предпочтения. Затем помогите им понять и оценить элементы их стиля учения. Помните, что нет хороших и плохих стилей. Тем не менее при школьном обучении некоторым элементам отдается традиционное предпочтение. Помогите учителю понять и приспособиться к стилю учения каждого из близнецов. Почитайте биографии известных личностей (Альберта Эйнштейна, Томаса Эдисона и др.) и попытайтесь представить себе, какие стили обучения были у них. 

    Подталкивайте близнецов к тому, чтобы они учились друг у друга и уважали стиль учения каждого. Временами близнецы захотят трудиться над заданиями вместе, а временами порознь. Поощряйте их уважать предпочтения и стратегии друг друга. У МЗ и ДЗ близнецов какие-то элементы стилей учения бывают общими; но также имеются и элементы, уникальные для каждого из них. Кроме того, у них может развиться отличный от со-близнеца стиль обучения как способ утвердить свою индивидуальность. Члены близнецовой пары осведомлены о своих способностях так же хорошо, как и о способностях со-близнеца, поэтому за помощью в учебе часто обращаются к взрослому или третьему лицу. Одна девочка сказала: «Почему моя сестра должна знать ответ? Я знаю столько же, сколько и она, поэтому предпочитаю спрашивать у взрослых». 

    В США в 1997-2000 гг. было проведено исследование стилей обучения у близнецов
    Результаты показали, что у МЗ близнецов 34% элементов стилей учения совпадают и 66% различаются. У ДЗ близнецов совпадают 32% элементов стилей обучения и 68% различаются. 

    Кроме того, исследование продемонстрировало, что:
    • Близнецы, которые хорошо успевают в школе и получают удовольствие от учебы, знают о своих предпочтениях в учебе и руководствуются ими. 
    • Учителям часто не приходит в голову, что у близнецов могут быть разные стили обучения. Некоторые учителя предполагают, что они обучаются одинаково.
    • Девочки-близнецы чаще учатся в компании друг с другом. Мальчики-близнецы предпочитают учиться в одиночестве. 


    по материалам зарубежных интернет-публикаций 
    [ Алина Сибурина ]