Близнецы в школе: первые шаги

  • Когда в классе появляются близнецы, многим учителям становится не по себе. До этого им едва ли приходилось задумываться о специфических нуждах и потребностях близнецов, оказавшихся на школьной скамье. Тем не менее, существует множество аспектов, которые могут оказать влияние на школьную успеваемость близнецов. Это, например, проблемы формирования идентичности, возможные задержки развития речи и раздельное обучение близнецов.

    Число научных исследований, посвященных этой теме, также невелико. Нам не так много известно о развитии близнецов в дошкольном возрасте – о том, как разные формы их игры влияют на дальнейшее обучение, о различиях в развитии мальчиков и девочек-близнецов и о способах коррекции речи и чтения у близнецов. 

    В школах Англии было проведено исследование с целью определить, как в начальной школе подходят к обучению близнецов, нужно ли внести какие-то изменения в политику школ по отношению к ним и на что следует обращать внимание учителей, в класс которых приходят близнецы. 

    Многие учителя подходили к обучению близнецов, основываясь на собственном небольшом опыте общения с ними; кроме того, они находились под влиянием СМИ, в сообщениях которых традиционно подчеркивается сходство близнецов между собой. Администрация школ обычно придерживалась строгих правил относительно распределения близнецов по классам. В некоторых школах близнецы всегда учились вместе, потому что дети распределялись по классам по алфавиту или по дате рождения. В других школах близнецов, наоборот, разделяли, потому что это считалось необходимым для развития их индивидуальности.

    Обучение чтению и математике

    Оказалось, что при поступлении в школу близнецы немного отстают от одиночнорожденных детей по уровню овладения чтением и арифметикой. Это подчеркивает важность точной оценки потребностей каждого ребенка в поддержке и помощи со стороны учителя. 

    Интервью с родителями

    25 родителей близнецов из 21 школы приняли участие в интервью с целью выявления тех проблем, которые их более всего беспокоят. К ним относятся:
    • Недостаток мест в школе: близнецов трудно определить в первый класс, потому что администрация считает, что близнецы «занимают слишком много мест».
    • Развитие индивидуальности: учителя недостаточно внимательны к личности каждого из детей, путают их и обращаются к ним как к «близнецам». 
    • Соревнование и соперничество: соревновательные тенденции между близнецами усиливаются, особенно если один из них начинает читать раньше второго и вообще лучше успевает в школе.
    • Общение: трудности общения с другими детьми, если у близнецов до школы было мало соответствующего опыта.
    • Разделение: учителя не всегда советуются с родителями по поводу раздельного обучения близнецов, хотя у большинства детей до школы практически не было опыта расставания.
    • Особые нужды: треть детей нуждается в коррекции речевого развития. Некоторые близнецы, родившиеся раньше срока, страдали от церебрального паралича и поэтому требовали особого наблюдения. 

    Что делать родителям?

    • Способствовать развитию личности детей. Они должны отделять себя от со-близнеца, отзываться на свое имя и ценить свои личные достижения.
    • Помочь детям в развитии выразительной речи и приемов мышления.
    • Познакомить их с возможной перспективой разделения в школе через игру и чтение рассказов. 
    • Обсудить с администрацией и учителями особые нужды детей до начала их обучения.


    по материалам зарубежных интернет-публикаций 
    [ Алина Сибурина ]