Модель взаимоотношений между близнецами

  • Основное отличие близнецов от одиночнорожденных детей заключается в отношениях внутри близнецовой пары и в том влиянии, которое эти отношения могут оказать на личностное, социальное и эмоциональное развитие. Определяющим по отношению к этим видам развития является развитие индивидуальности и самооценки. 

    Большинство близнецов принадлежат к одной из следующих категорий:

    «Тесно связанные». Это близнецы, которые ведут себя так, будто они – одно целое, и большинство окружающих относится к ним соответственно. 

    «В меру зависимые». Эти близнецы удовлетворены своими отношениями и умеют жить как в паре, так и отдельно друг от друга.

    «Крайние индивидуалисты». Это близнецы, которых настолько стесняют их взаимоотношения, что они доходят до драк и полного отрицания своей «близнецовости», иногда становясь противоположностью друг друга, чтобы утвердить свою индивидуальность.

    Слишком близкие отношения. Средства массовой информации часто фокусируют внимание только на самых сенсационных случаях. Поэтому так много было написано о так называемых «молчаливых близнецах» – паре молодых женщин с отклонениями в развитии, которые в конце концов, когда близкие уже не могли с ними справиться, оказались в психиатрической лечебнице. Когда одна из них умерла, вторая заметно пошла на поправку, поддерживая тем самым существующий стереотип, что отношения между близнецами бывают настолько близкими, что могут стать деструктивными. 

    Конечно, это были необычные близнецы с длинной историей проблемного развития. Если дошкольные воспитатели знакомятся только с подобными публикациями, у них может возникнуть предубеждение, что между всеми близнецами существует такая тесная связь. Но на самом деле их подверженность психическим заболеваниям не означает, что у них были проблемы только из-за того, что они близнецы.

    Существует даже книга «Злые близнецы», в которой приводятся истории 12 пар близнецов, в том числе братьев Креев, которые вели преступную деятельность в Лондоне. Но нет абсолютно никакого повода полагать, что близнецы чаще оказываются среди участников преступлений. Хотя австралийские исследователи показали, что у близнецов чаще встречаются проблемы с сосредоточением внимания, по частоте встречаемости других проблем в поведении они не отличаются от одиночнорожденных. 

    Доминирование и зависимость 

    Ситуация доминирования одного близнеца над другим является классической, но это доминирование может принять разные формы.

    · Доминирует всегда один и тот же ребенок. 

    · Близнецы по очереди принимают на себя ведущую роль.

    · Каждый из близнецов доминирует в зависимости от ситуации или рода деятельности.

    Родители дошкольников замечают, что обычно каждый близнец принимает на себя роль ведущего не больше чем на день. Даже если один из детей дома постоянно доминирует, все может измениться, когда близнецы пойдут в школу. Наблюдение за детьми, особенно в ситуации игры, поможет выявить, который из них (если таковой имеется) становится ведущим, а также какова природа этого доминирования, и влияет ли оно на обучение. 

    Если один из близнецов все время доминирует, зависимому ребенку может быть сложно успешно учиться в школе. Вместе с тем, ведущий близнец хуже переносит разлуку, поскольку теряет возможность управлять со-близнецом. 

    Кто и как достигает равновесия?

    Близнецы могут точно попадать в одну из категорий, а могут переходить от крайнего индивидуализма к близкой связи, или у них могут проявляться признаки всех трех категорий. Близнецы в паре могут различаться, например, один ребенок может быть «тесно привязанным», а другой – « в меру зависимым». В случае тройняшек может быть полезным рассмотреть всех попарно или сравнить каждого ребенка с остальными. В тройке близнецов один ребенок может оказаться исключенным из общения либо из-за трудностей в отношениях, либо в результате половой дифференциации: девочки могут играть вместе, исключая брата-близнеца, или, наоборот, может существовать союз брата и сестры, в который нет доступа остальным.

    Если один ребенок всегда доминирует, постарайтесь организовать его игру с другими детьми в отсутствие со-близнеца. Игра с детьми младшего возраста поможет ведомому близнецу принять на себя роль лидера. Игра с детьми старшего возраста аналогичным образом рекомендуется доминирующему близнецу. 

    К какой бы категории ни относились ваши дети, сравнения с со-близнецом и различные жизненные обстоятельства оказывают на них свое влияние. Чем ближе ребенок склоняется к категории «тесной привязанности», тем он более уязвим личностно, социально и эмоционально, поскольку не может существовать без своего со-близнеца. Бывает, что такие дети не могут узнать себя в зеркале или на фотографии и откликаются на оба имени без разбора. Тесно привязанным детям может быть трудно заводить друзей и обучаться в группе. Тесно связанные близнецы с трудом учатся общаться с другими детьми. Разлучение таких близнецов в школе может оказаться очень травмирующим для них, их родителей и учителей, особенно если до этого у них не было опыта расставания. 

    Близнецы – «крайние индивидуалисты» могут отвергать отношения с со-близнецом, считая, что они ограничивают и поглощают их личность. Это порой доходит до того, что они упускают позитивные аспекты ситуации, а именно – то, что у них всегда есть брат или сестра того же возраста, способные предложить поддержку, заботу и понимание. «Крайние индивидуалисты» подчеркнуто отстаивают свою индивидуальность, иногда становясь противоположностью друг друга: «хороший ребенок и непослушный ребенок», «спортсмен и книголюб». Один ребенок может отказаться от какой-то деятельности, если другому она удается лучше. Если дети решать превзойти друг друга во всех сферах жизни, их отношения могут стать исключительно соревновательными. В школе «крайние индивидуалисты» забывают о соревновании с другими сверстниками, прилагая все усилия только к тому, чтобы превзойти друг друга. В попытках отстоять свою индивидуальность они могут дойти до драк. Один близнец может принять на себя роль «хорошего» ученика, а второй, взбунтовавшись, становится «плохим» учеником. Перед родителями и учителями стоит задача помочь каждому из них развиваться как личности, в то же время не позволяя их отношениям принять разрушительный характер. 

    «В меру зависимые» близнецы способны устанавливать хорошие отношения с со-близнецами и в то же время развиваться как отдельная личность с собственными друзьями и интересами. Они хорошо справляются с трудностями в школе независимо от того, обучаются ли они вместе с со-близнецом или по отдельности. Они также понимают, что быть индивидуальностью – вовсе не значит делать все не так, как со-близнец.


    по материалам зарубежных интернет-публикаций 
    [ Алина Сибурина ]