Психологические особенности близнецовой ситуации

  • Близнецовая ситуация является важным средовым условием развития близнецов после рождения и определяет их эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное развитие. 

    В классической близнецовой литературе принято выделять следующие характеристики близнецовой ситуации:
    1. У близнецов обычно при рождении маленький рост и вес, что является следствием недоношенности, однако у них достаточно много возможностей компенсировать неблагоприятные последствия отставания в физическом развитии. 
    2. Существует особое родительское отношение: явное подчеркивание сходства или различий у близнецов, а также раннее их «разделение» между родителями.
    3. Постоянный контакт друг с другом влияет на развитие личности и самосознания близнецов, в частности, на способность сопереживать.
    4. В младенчестве близнецы играют друг с другом, как с зеркалом, что ведет в дальнейшем к трудностям осознания собственного «Я» (эффект пары).
    5. Особые взаимоотношения внутри пары выражены принятием одним из близнецов роли «лидера» и другим – роли «ведомого». 
    6. Психологическое сходство возникает в результате навязанной со стороны окружающих установки «быть во всем похожими», а также за счет общего жизненного и эмоционального опыта.
    7. У близнецов часто устанавливается триада с матерью, что может привести к задержке речи и трудностям в освоении чтения.
    8. Может произойти задержка речи и/или формирование собственного языка, что приводит к отставанию в развитии социализированной речи, активного словаря, продолжительности общения и в развитии различных интеллектуальных функций, в частности, вербального интеллекта.
    9. Близнецы могут «блокироваться» против окружающих в незнакомом коллективе, что усиливает негативное влияние близнецовой ситуации.
    10. В среднем МЗ и ДЗ близнецы учатся хуже своих сверстников на протяжении первых лет обучения в школе.
    11. Часто наблюдается своеобразный кризис подросткового возраста, при котором близнецы пытаются подчеркнуть свою индивидуальность.
    12. В ряде случаев у близнецов отмечается повышенная агрессивность.
    Было проведено психологическое исследование с целью посмотреть, в какой степени эти представления о близнецовой ситуации соответствуют современным представлениям, реализующимся в воспитании близнецов, и, если соответствуют, то в какой степени осознаются самими близнецами. 
    Вопреки данным, представленным в литературе, результаты исследования показали, что, независимо от культурного уровня и образования родителей, в семьях существует отчетливая ориентация на подчеркивание индивидуальности каждого из партнеров близнецовой пары, что выражается как в общих установках, так и в конкретных примерах, прослеживаемых с раннего детства (например, в стремлении по-разному одевать детей, поддерживать разные интересы и т.д.). В целом отношение родителей к близнецам мало отличается от отношения к одиночнорожденным братьям и сестрам: все опрошенные матери близнецов, независимо от уровня образования, говорили, что стремились воспитывать своих детей как братьев и сестер и с детства внушали им, что каждый из близнецов – это отдельная личность.
    Другая особенность близнецов – криптофазия или автономная речь – оказалась присуща почти всем близнецовым парам, что, однако, не привело к каким-либо неблагоприятным последствиям: развитие социализированной речи и интеллектуальных функций ни у кого не отклонялось от нормы. Ни у кого не было проблем со школьной успеваемостью в младших классах.
    Маленький вес и рост при рождении не повлиял на дальнейшее психическое и даже физическое развитие близнецов.
    Замкнутость близнецов, на которую часто указывается в литературе как на преграду для общения, в действительности имеет несколько иное значение: замкнутость проявляется не столько в ситуации общения как таковой, сколько в формировании структуры межличностных связей, ограничивая принятие «других» в близнецовую пару.
    Вместе с тем, ряд особенностей близнецовой ситуации ярко проявился и в данном исследовании. Так, отличительной особенностью отношений в близнецовой паре могут считаться агрессия и/или соперничество. Довольно часто происходит «разделение» близнецов между родителями (на маминого и папиного ребенка). Характерно также разделение близнецов на «лидера» и «ведомого», но механизмы этого разделения более осознаны, чем принято считать, и часто такое разделение является результатом сознательного распределения ролей, служащего уменьшению конфликтных ситуаций.
    Основную проблему развития близнецов сами близнецы видят во внесемейных отношениях – в отношении к ним окружающих людей, которые склонны рассматривать их как единое целое и ожидают сходства. Именно поэтому, по мнению близнецов, они, говоря о себе, чаще употребляют местоимение «мы», чем «я». При этом они категорически не согласны считать себя дополнением соблизнеца, и все, с кем проводилась беседа, отрицают сильную взаимозависимость – в какой-то степени она существует, но не воспринимается как преграда для жизни отдельно друг от друга. 
    В целом сами близнецы считают, что проблемы близнецовой ситуации являются результатом педагогической неграмотности: они ни в коей мере не связаны с генетическим сходством близнецов и полностью обязаны своим возникновением средовым условиям развития. 

    по материалам доклада Абрамовой Е. И. 
    [ Алина Сибурина ]