Каковы воспитательные принципы матерей близнецов?

  • Феномен близнецовости по-разному представлен в разных культурах и обществах. Например, как отмечает Клод Леви-Стросс, в некоторых культурах особое внимание и усилия направляются на формирование высокого сходства близнецов внутри пары. В других же культурах, напротив, подчеркивается индивидуальность каждого из близнецов. 

    С самого рождения между близнецами складываются определенные отношения, которые отличаются от обычных отношений между братьями и сестрами и накладывают неизгладимый отпечаток на развитие близнецов и их отношения с родителями и другими людьми. Такие специфические отношения между членами близнецовой пары французский ученый Рене Заззо назвал "близнецовой ситуацией".

    Особая близнецовая среда, характеризующаяся, в частности, очень близкими отношениями и тесным взаимодействием между близнецами, создает определенные условия для дальнейшего подкрепления сходства, обусловленного генетически. Однако некоторые родители усугубляют эту ситуацию, стараясь вести себя по отношению к близнецам совершенно одинаково (касается ли это заботы, внимания к детям, удовлетворения их материальных потребностей или чего-либо другого), чтобы ненароком не обделить одного из них. Тем самым родители ограничивают близнецов в возможности проявить свои потенциальные различия, подвергая опасности их развитие их индивидуальности.

    Психологи-исследователи Леонард и Эйнсли подчеркивают влияние психологических установок матерей на формирование личности близнецов, подчеркивая важность установления уникальных отношений матери с каждым из близнецов, несмотря на трудности, связанные с этим процессом.

    Проблема воспитательных принципов родителей близнецов заинтересовала французского исследователя М. Робина и его коллег, которые провели исследование 44 французских семей, имеющих близнецов младенческого и раннего возраста (16 монозиготных и 28 дизиготных пар). В результате анализа полученных данных были выделены 3 основные группы матерей в соответствии с их воспитательными установками. В первую группу (22% матерей) были включены «различающие» матери, стремящиеся воспитывать близнецов как двух уникальных людей: например, их дети, как правило, имеют непохожие имена и одеты в разную одежду. Более того, каждый из близнецов имеет свой собственный гардероб, вещи в котором подбирались именно для него.

    Что касается повседневной заботы о детях, то «различающие» матери также стараются индивидуально подходить к каждому из близнецов: большинство из них кормят детей, когда они этого захотят, а также позволяют детям свободно играть по всему дому и обращаться к взрослым, чтобы с ними поиграли тогда, когда дети этого захотят. Вместе с тем, основная часть матерей из этой группы так организовывает свою жизнь, что заботе о детях посвящают достаточно ограниченное время.

    Однако уже в первые три месяца жизни близнецов они стараются сформировать индивидуальные графики сна и кормления для каждого из близнецов. Вторую группу (14%) составляют «близнецовые» матери, склонные одинаково одевать близнецов, хотя, как правило, каждый из близнецов имеет свою одежду. Повседневные дела, связанные с заботой о детях, эти матери обычно осуществляют не индивидуально, как «различающие» матери, а одновременно с обоими близнецами, причем подавляющее большинство этих мам уже в первые три месяца кормят одновременно обоих детей. В годовалом возрасте их дети спят и едят одновременно. Также в большинстве этих семей четко определены время и место для игры с родителями. Самую немногочисленную третью группу (8%) составили матери, воспитательные принципы которых занимают промежуточное положение между двумя уже перечисленными группами. Большинство мам из этой группы утверждают, что они всегда покупают разную одежду, но близнецы имеют общий гардероб и носят одежду по очереди.

    Повседневную заботу о детях эти матери осуществляют индивидуально с каждым из близнецов. Начиная с первых месяцев, большая часть этих матерей стремится кормить каждого из детей тогда, когда он этого захочет. В семьях этой группы создаются индивидуальные расписания кормления и сна, а детей кормят по отдельности двое взрослых. Кроме того, большинству детей из таких семей родители разрешают свободно играть дома. 


    [ Наталья Смитиенко ]