Развитие речи у близнецов

  • Известно, что основную роль в развитии речи ребенка играет его общение со взрослым. Между тем родители близнецов обычно не могут позволить себе роскошь длительного общения с каждым ребенком с глазу на глаз. На близнецов направлено меньше языковой стимуляции, и у них меньше возможностей участвовать в обмене репликами. Этим можно частично объяснить некоторые задержки в развитии речи у близнецов, которые временами имеют место.

    В плане развития речи у близнецов есть важное преимущество перед другими детьми: они рано учатся общаться. С самого раннего возраста у них происходит многозначительный взаимообмен жестами и возгласами, один может заканчивать предложения, начатые вторым. Близнецы очень рано обнаруживают, что языковое общение обеспечивает близость между людьми и что выражение мыслей, идей и чувств приносит удовлетворение. Многие родители замечают, что у их маленьких близнецов есть «тайный язык», напрочь отрицающий общепринятые логические правила построения высказываний. Это явление называется автономной речью; она развивается из попыток близнецов подражать словоновшествам друг друга. Те или иные формы автономной речи обнаруживаются у 40% близнецовых пар. В некоторых случаях это языковое явление затрагивает только несколько слов, но порой распространяется на весь словарь, грамматику и синтаксис. Такие особые формы коммуникации обеспечивают близнецам чувство единства. Близкие члены семьи могут порой понимать этот язык и даже участвовать в таком общении. Но если автономная речь сохраняется в течение длительного промежутка времени, родителям стоит насторожиться, поскольку она может препятствовать успешному участию близнецов в социальной жизни за пределами дома. По мере освоения языка многие дети создают собственные слова. Обычно это важные для ребенка слова, которые он часто слышит, но пока не может произнести. Поскольку близнецы учатся говорить одновременно, они постоянно делятся друг с другом изобретаемыми ими словоновшествами. Все дети в своем речевом развитии подражают нескольким моделям, например, няне, старшим детям, сверстникам, родственникам. Близнецы, поскольку проводят вместе больше времени, в основном подражают друг другу, что усиливает искажения в их речи. В результате многие слова становятся непонятными для окружающих - это и есть «тайный язык» или автономная речь. Первая реакция многих родителей - благоговение перед той таинственной и чудесной силой разума, которая позволяет их близнецам разработать собственный сложный язык. Им также может импонировать близость и сходство, которое такой язык подчеркивает у близнецов. Частое явление в речи маленьких близнецов - опускание окончаний определенных слов. Утверждается, что такой сокращенный язык нужен близнецам, чтобы быстрее изложить свои мысли, поскольку в семьях с несколькими детьми обостряется борьба за право быть услышанным и понятым родителями. Исследования показали, что родители близнецов не столь длительно и целенаправленно разговаривают с детьми, как родители единственного ребенка. Нетрудно понять, что мать, которой нужно сменить две мокрые пеленки, едва ли станет засиживаться с одним ребенком и болтать с ним, в то время как другой криками пытается привлечь ее внимание. Когда ребенок начинает ходить, вечно занятому родителю не хватает времени, чтобы исправлять его синтаксис и произношение. Нет ничего странного в том, что у близнецов, особенно если у них очень тесные отношения друг с другом, обнаруживаются некоторые задержки речевого развития. В среднем такие задержки чаще встречаются у близнецов, чем у единично рожденных детей, но это ни в коем случае не должно считаться показателем умственной отсталости или предвестником трудностей в обучении. Тем не менее, чтобы успешно выйти из дома в более широкое социальное окружение, близнецам нужно развивать соответствующие речевые навыки. Кратчайший путь достижения этой цели - подражание правильной речи родителей. Рассмотрим несколько практических способов, с помощью которых вы можете поддержать и ускорить успешное речевое развитие ваших близнецов: 

    · Старайтесь найти время для разговора с каждым близнецом по отдельности. Например, попытайтесь регулярно каждую неделю или даже каждый день уделять хотя бы 15 минут общению с каждым ребенком с глазу на глаз. Можно сделать это во время игры с домашним животным или укладывания в постель одного ребенка, пока другой играет с сестрой или ушел на экскурсию с папой. Родители могут купать каждого ребенка по очереди, чтобы создать возможность для индивидуального обмена репликами. Это особенно важно, если вы замечаете у одного из близнецов склонность отвечать сразу за обоих. Такое индивидуальное общение дает возможность более молчаливому ребенку научиться говорить самому за себя. 

    · При разговоре с каждым ребенком давайте ему пример правильной речи. Некоторые родители бывают так очарованы специфическим способом общения своих близнецов, что стремятся принять в нем участие, воспроизводя неправильное произношение или повторяя грамматические ошибки. На самом деле, ваша задача - побудить близнецов подражать вашей правильной речи. 

    · Имейте в виду, что когда дело доходит до развития речевых навыков, моделирование и подражание гораздо более эффективны, чем исправление. Исправлять ошибки ребенка лучше с помощью позитивного примера. Когда ребенок тянется к вам и говорит: «Мама, ручки», нужно дать ему правильный пример, сказав: «Мама возьмет тебя на ручки», и исполнить его просьбу. Не упускайте возможности для обучения. 

    · Читайте близнецам вслух и побуждайте их к совместному придумыванию рассказов. Это развивает интерес детей к словам, что приводит к увеличению их словарного запаса и совершенствованию навыков речевой коммуникации. Знакомство с книгой воспитывает у детей тягу к чтению и работе с литературой. Произнесенное и написанное слово - важное средство детского творчества. Побуждайте близнецов участвовать в сочинении рассказов во время поездки в магазин или купания. Начните рассказ с простой фразы «Однажды жили-были...» и предложите каждому близнецу по очереди продолжать рассказ с того момента, где остановился предыдущий. Побуждайте каждого близнеца говорить за себя и обращайтесь индивидуально к каждому. Конечно, легко молча поставить на стол две чашки молока, предполагая, что оба ребенка будут пить молоко с бутербродами, но это простое предположение может означать упущенную возможность. Зная о том, что общение родителя и ребенка крайне важно для успешного речевого развития, ищите случая поговорить с каждым из близнецов и принимайте ответы от каждого из них по отдельности. 

    · Отучайте детей от привычки перебивать собеседника или криком привлекать к себе внимание. В семьях с несколькими детьми идет постоянная борьба за внимание родителей. В семьях близнецов такие стычки временами обостряются, и их участники даже не успевают понять, что происходит. В тех случаях, когда один из близнецов повышает голос, перебивает или навязчиво стремится привлечь к себе внимание, старайтесь установить некоторые основные правила и последовательно контролируйте их выполнение. 

    · Давайте каждому близнецу возможность самому общаться с другими детьми. Игры каждого близнеца с другими детьми обеспечивают ему хорошую возможность для социальных взаимодействий и речевого развития. Позволяя маленьким детям общаться со сверстниками, вы помогаете им развить навыки речи, что в свою очередь оказывает влияние на чтение и письмо. К восьми годам большинство близнецов уже достаточно входят в общество, чтобы отказаться от «тайного языка», существовавшего между ними. Желание завести друзей - важный стимул для развития правильной речи, хотя остатки автономной речи могут еще долго сохраняться у близнецов при разговоре без свидетелей. К началу обучения в средней школе у близнецов должно иметься достаточно возможностей для общения независимо друг от друга. Это особенно важно для разнополой пары, где девочка может превосходить брата в развитии социальных и речевых навыков. Отделение друг от друга, которое происходит при обучении в школе, и возможность общения с разными группами сверстников заставит ваших близнецов продвигаться вперед в социальном плане и более уверенно владеть языком. 

    · Имейте в виду, что проблемы в общении часто коренятся в задержке речевого развития. Иногда ребенок, отстающий в развитии речи, испытывает трудности в социальном развитии, т.е. с трудом устанавливает отношения с другими детьми. Например, у ребенка чувствуется некоторая отчужденность и отсутствие интереса к окружающим. Такие дети часто испытывают трудности в выражении своих даже самых элементарных желаний и предпочитают указывать на нужный предмет пальцем вместо того, чтобы сказать словами. 

    · Учитывайте индивидуальность каждого ребенка. Хотя в каждом близнеце очень важно видеть уникальную личность, часто бывает трудно избежать сравнений, особенно в том, что касается их речевых особенностей. Запомните, что у каждого близнеца свой темп развития. Старайтесь не наклеивать на них ярлыки: это «молчун», это наша «болтушка» и т.д. 

    · Поддерживайте своих близнецов в их попытках стать такими, какими они хотят быть. Традиционно в нашей культуре «успешными людьми» считаются те, которые хорошо говорят, активны, общительны и стремятся выделиться из массы. На самом деле, не всякая продуктивная и гармоничная личность подходит под это описание. Поддерживайте каждого близнеца в его усилиях стать тем, к чему он более склонен. Есть множество застенчивых и сдержанных детей, из которых вырастают здоровые, счастливые и уравновешенные взрослые. Всем детям нужно давать возможность самовыражения и развития навыков экспрессивной речи, однако не каждый близнец по своему темпераменту склонен участвовать в шумных групповых спорах. Зная, что представляют из себя ваши близнецы как вместе, так и по отдельности, и положительно откликаясь на их особенности, вы сможете продемонстрировать каждому из них свою поддержку. 

    По материалам журнала "Twins Magazine"