Вальтер Фридрих. Близнецы

  • Книга немецкого психолога и социолога Вальтера Фридриха посвящена актуальным и жизненно важным вопросам возрастной психологии, роли наследственности и воспитания в формировании личности, которые автор рассматривает на основе изучения близнецов.

    Что в человеке является врожденным, а что приобретается в процессе жизни под воздействием окружающей среды? Каков баланс наследственных и средовых влияний на различных этапах развития и становления личности? Наиболее адекватным объектом для научного решения этих вопросов считаются близнецы — это удивительное явление, вызывающее постоянный интерес окружающих. Близнецы монозиготные, или однояйцевые, кроме того, представляют собой единственную в своем роде модель полного генетического тождества разных индивидов, таящую ключи к разгадке многих тайн наследования признаков и их изменчивости в процессе развития организма. 

    Близнецовый метод, сформулированный сто лет назад английским психологом и антропологом Ф. Гальтоном, находит в настоящее время все более широкое применение во многих отраслях науки о человеке. Диапазон затрагиваемых в книге вопросов чрезвычайно широк. Они касаются как общебиологических и психосоциологических проблем, так и частных аспектов генетики, эмбриологии, физиологии, медицины и педагогики. 

    Автор представляет в ней не только реферативный материал, почерпнутый из мировой литературы, но и результаты собственных наблюдений и исследований близнецов. В книге приведены интересные мифы и легенды о близнецах, прослежена история изучения близнецов, от фантазий и догадок относительно причин их возникновения до строго научного анализа механизмов эмбриогенеза. Заслуживают внимания статистические сведения о близнецах, собранные из различных регионов мира и рассмотренные ретроспективно, благодаря чему проясняются основные демографические тенденции в близнецовых популяциях различных стран и континентов. Существенное место уделено в книге сросшимся, или так называемым сиамским, близнецам, а также редким и уникальным случаям многоплодия. 

    Несомненным достоинством книги является онтогенетический принцип описания особенностей развития близнецов в различных его аспектах, начиная от внутриутробного периода жизни и кончая инволюционным периодом с естественным упором на ранний детский и юношеский возраст. 

    Конечно, не все выводы автора в одинаковой мере аргументированы и доказательны, некоторые его утверждения спорны, однако со всей очевидностью в книге проявилась бескомпромиссная научная принципиальность автора в оценке соотносительной роли среды и наследственности в формировании психосоциальных качеств личности, а также твердая критическая позиция по отношению к ненаучным взглядам в этом вопросе. 

    Ограничившись беглой характеристикой структуры и содержания книги, мы хотели бы предпослать ей краткий экскурс в историю изучения близнецов в нашей стране. Как уже было отмечено, близнецы благодаря своей необычности и нередко поразительному сходству издавна привлекали внимание людей. Особый интерес вызывали сросшиеся близнецы. Это удивительное и поистине трагическое явление природы порождало соответственно духу времени различные фантастические толкования. Именно сросшиеся близнецы еще в середине XVIII в. стали объектом научных исследований русских ученых, среди которых прежде всего следует назвать академика К. Ф. Вольфа. Его оригинальные работы по описанию сросшихся близнецов, собранных в руководимом им анатомическом кабинете петербургской Кунсткамеры, до сих пор не утратили своего научного значения, несмотря на то, что от нашего времени их отделяет более двух столетий. К. Ф. Вольф считал возникновение близнецов результатом раздвоения эмбрионального зачатка на той или иной стадии эмбриогенеза. Известный русский эмбриолог академик К. М. Бэр, работы которого по исследованию близнецов относятся к первой половине XIX в., разделял взгляды К. Ф. Вольфа на происхождение близнецов. Помимо экспонатов коллекции Кунсткамеры, им были изучены живые младенцы-близнецы, сросшиеся головами. Это наблюдение укрепило его во мнении, что близнецы образуются путем раздвоения эмбриона на самых ранних стадиях развития, а сросшиеся близнецы представляют собой случай неполного раздвоения зародыша. Речь здесь идет, естественно, только об однояицевых близнецах. Значительным вкладом в научную разработку проблемы возникновения близнецов явилось определение на основании изучения плодных оболочек двух типов близнецов, в зависимости от того, развиваются они из одной или нескольких оплодотворенных яйцеклеток (зигот). 

    Из ранних теорий происхождения близнецов, имеющих теперь лишь историческое значение, следует назвать так называемую регрессивную теорию, сторонники которой усматривали в факте многоплодия отзвук далекого прошлого человека, связывающего его с животным миром. Ряд авторов склонен был рассматривать многоплодие как следствие нарушения функций половых желез. Одно время была распространена так называемая конституциональная теория многоплодия, объясняющая рождение близнецов особенностями строения женского организма. В связи с тем что рождение близнецов у европейских народов наблюдается чаще, чем у азиатских, некоторые исследователи для объяснения причин многоплодия пытались привлечь расовые и географические факторы. Поиски, наблюдения, установление некоторых закономерностей позволили исследователям постепенно накопить факты, свидетельствующие о том, что склонность к рождению близнецов увеличивается у женщины по мере возрастания числа предшествующих родов. Кроме того, было установлено, что в детородной функции женщин имеется возрастной рубеж, после которого увеличивается возможность эндокринных сдвигов, что в свою очередь может привести к одновременному созреванию нескольких зрелых яйцеклеток и зачатию дизиготных близнецов. 

    В результате многочисленных исследований появились определенные представления о механизме образования близнецов, но причины этого во многом остаются еще неясными до настоящего времени. Некоторые авторы существенное значение придают генетическим факторам. Роль наследственности признается для дизиготных близнецов в большей степени по линии матери, для монозиготных — по линии отца. Для обоих типов близнецов наследование многоплодия по линии матери отмечается почти в два раза чаще, чем по линии отца. Если вопрос о причинах возникновения различных типов близнецов лежит главным образом в сфере теории, то диагностика близнецового типа приобретает уже непосредствен-
    но практическое значение, так как без точного диагноза невозможно использование близнецового метода генетики. 

    Широкое практическое применение сравнения близнецов с целью выяснения доли наследственных и средовых влияний на формирование тех или иных признаков человека в мировой науке началось после 1924 г., когда Сименсом был предложен метод достаточно надежного различения монозиготных и дизиготных близнецов, основанный на внутрипарном сравнении ряда наследственно стойких признаков (цвет волос, глаз, кожи, отпечатки пальцев и др.). Важность точной классификации близнецов по типу зиготности постоянно побуждает исследователей вести поиск новых генетических признаков организма, повышающих достоверность различения близнецов. Наиболее надежными методами определения типа близнецов являются исследование групп крови и различных ее факторов, а также пересадка кожи: у монозиготных близнецов пересаженные от одного партнера к другому участки кожи приживаются, у дизиготных — отторгаются. 

    При определении типа близнецов, как правило, используют одновременно несколько методов, так как применение каждого последующего увеличивает достоверность диагноза. У новорожденных большое значение имеют сведения о плодных оболочках и строении плаценты, а также исследование групп крови. У близнецов старшего возраста наиболее часто применяются метод сходства, исследование групп крови и отпечатков пальцев.

    Статистика показывает, что монозиготные близнецы составляют примерно 30% от общего количества близнецов. Уровень их рождаемости в различных регионах и в разные годы меняется мало, несмотря на периодически возникающие колебания в общей рождаемости. Наблюдаемое в последние годы в ряде стран, в том числе и в CCCP, уменьшение количества рождений близнецов происходит главным образом за счет дизиготных близнецов. Отмечено, что при снижении общей рождаемости увеличивается число молодых матерей. Не исключено, что именно это является причиной снижения частоты рождений дизиготных близнецов, так как вероятность их зачатия увеличивается с возрастом женщины. 

    Проблема многоплодия имеет достаточно актуальное медицинское значение, поскольку и течение беременности, и рождение близнецов нередко сопровождаются осложнениями. Сам факт развития одновременно двух плодов в матке, биологически приспособленной для одноплодной беременности, позволяет предполагать возможность возникновения тех или иных трудностей для близнецов в период их внутриутробного развития. Конкурентные условия в использовании питательного материала нередко приводят к неравномерному развитию эмбрионов, особенно монозиготных, имеющих одну общую плаценту. Многоплодная беременность чаще сопровождается токсикозом и многоводием. Чаще, чем при одноплодной беременности, отмечаются случаи недоношенности. Своевременное распознавание многоплодия, хорошо организованная служба женских консультаций, успехи в родовспоможении обеспечивают для огромного большинства близнецов нормальные условия развития на всех последующих этапах их жизни. И хотя исследования физического развития близнецов в период раннего детства свидетельствуют о некотором отставании их от одиночнорожденных детей по средним показателям веса, роста, процессов окостенения, сроков начала сидения и ходьбы, все эти явления следует расценивать как естественные и не придавать им чрезмерного значения. В подавляющем большинстве случаев близнецы быстро догоняют одиночнорожденных сверстников. Вместе с тем медицинское внимание к близнецам, особенно в дошкольном и подростковом возрасте, не должно быть ослаблено, так как предрасположенность к различного рода заболеваниям, обменно-аллергическим расстройствам и повышенная нервно-психическая реактивность заставляют многих из них отнести к группе риска, нуждающейся в соответствующих профилактических мероприятиях. Медицинский аспект изучения близнецов в нашей стране всегда включал в себя две стороны: собственно медицинскую, характеризующую состояние здоровья близнецов на разных возрастных этапах жизни, и медико-генетическую, устанавливающую меру наследственной обусловленности того или иного заболевания. Близнецовый метод уже в первые годы его применения был распространен на изучение роли наследственности в возникновении таких заболеваний, как детские инфекции, ревматизм, туберкулез, кариес зубов, различные психозы, а затем практически на все патологические процессы. Особенно широкое применение близнецовый метод нашел в психиатрии и неврологии.
    Метод “контроля по партнеру” или “взаимоконтроля” в парах монозиготных близнецов находит применение не только в медицине, но и в психологии и педагогической практике, когда возникает необходимость проверить эффективность воздействия на человека определенной психологической ситуации или того или иного педагогического приема. В этом случае выбранному воздействию подвергается один из партнеров монозиготной пары, а другой остается как бы “контрольным” по отношению к нему. Касаясь некоторых аспектов истории использования близнецового метода в различных сферах изучения функций человеческого организма, следует специально остановиться на психофизиологических исследованиях. 
    Вопрос о взаимодействии генетических и средовых факторов в сложной структуре психофизиологических реакций благодаря работам И. П. Павлова приобрел огромное теоретическое и практическое значение. Внимание многих ученых было направлено на выяснение роли наследственности и среды в сложных психофизиологических проявлениях человека, основанных на работе и взаимодействии различных функциональных систем, включающих в себя структуры условных и безусловных рефлексов. В результате многих исследований установлено, что, чем выше и сложнее психическая функция человека, чем тоньше структурная организация функциональной системы, обусловливающей ее, тем в меньшей степени она зависима от наследственности и тем в большей степени — от средовых, и в частности от социальных, воздействий на человека. 

    Метод сравнения близнецов приобрел особую ценность в решении проблемы типологии нервной системы. Исследователь, изучающий высшую нервную деятельность, имеет дело с ее фенотипом, в чертах которого чрезвычайно труд но отделить приобретенные свойства “т унаследованных. Поэтому так ценен близнецовый метод, позволяющий по дойти к выяснению структуры отдельных свойств высшей нервной деятельности и типа нервной системы человека в целом, а вместе с тем решить ряд важных в теоретическом и практическом отношении вопросов, например проявления темперамента, индивидуальных черт характера, интеллектуальных способностей, стиля работы, тренируемости отдельных свойств высшей нервной деятельности и т.д. 
    В последнее время в связи со стремлением представление о целостной работе головного мозга все больше внимания уделяется исследованиям его электрической активности, и в частности пространственной ее организации, как в норме, так и при различных патологических состояниях. Для дифференцированной оценки роли наследственности и среды в организации нейрофизиологических функций также используется близнецовый метод. 
    К проблемам физиологии мозга непосредственно приникают различные психологические проблемы, разработка которых у нас в стране ведется многие годы. Предметом наиболее давнего интереса психологов были умственные способности и одаренность в той или иной сфере деятельности. Сходство музыкальных, математических, художественных и других дарований у близнецов всегда вызывало интерес и позволяло предполагать существенную роль наследственной их обусловленности. 
    Исследования советских ученых внесли достаточную ясность в проблему наследования способностей и других свойств психики человека, показав преимущественное знание воспитания и обучения в сложном взаимодействии Наследственных и средовых влияний. В частности, известный советский психолог А. Р. Лурия в своих исследованиях исходил из разработанного советскими учеными положения в том, что в процессе развития происходит глубокая качественная перестройка психической деятельности человекa, в результате которой элементарные, непосредственные формы деятельности заменяются сложными функциональными системами, сформированными на основе общения ребенка со взрослыми в процессе его обучения. 

    Это положение позволило Лурии предположить, что природа каждой психической функции, то есть ее зависимость от генотипа, так же меняется в процессе развития человека, как и ее структура. Следовательно, соотношение факторов наследственности и среды, определяющих изменчивость того или иного психического процесса, будет неодинаковым на разных этапах развития психики. Исследуя у близнецов процессы запоминания в различных формах сложности (элементарная зрительная память, непосредственная словесная память и опосредованная словесная память), А. Р. Лурия показал ослабление с возрастом роли наследственных факторов в изменчивости качеств памяти и преимущественное значение внешних, влияний, особенно в отношении наиболее сложных форм памяти. Он продемонстрировал значение и силу внешних воздействий в формировании психических свойств ребенка на примере педагогической коррекции дефектов речи и поведения монозиготных близнецов методом “контроля по партнеру”. 

    Исследование велось на близнецах 5-летнего возраста, у которых заметно отставало развитие речи, а поведение и игра отличались примитивностью. Речь этих детей была обращена в основном друг к другу, состояла из небольшого количества общеупотребительных и автономных слов и отражала лишь эмоциональный характер игровых действий. Такое положение, по мнению исследователей, сложилось в связи с “близнецовой ситуацией”— замкнутостью близнецов в паре в результате недостаточного общения с окружающим миром. Чтобы разрушить эту ситуацию и вынудить близнецов включиться в детский коллектив и тем самым стимулировать развитие нормальной речи, их поместили в разные группы детского сада. С одним из них проводили систематические занятия, развивали у него осознанную речь, привычку пользоваться развернутой фразой. Результаты обнаружились быстро. Речь близнеца, прошедшего специальное обучение, стала более дифференцированной, чем речь его партнера. Благодаря разрушению “близнецовой ситуации” в период пребывания в детском саду речь обоих близнецов уже через несколько месяцев эксперимента стала приближаться по своей лексике и грамматике к речи их сверстников. Особенно важным оказалось то, что одновременно резко изменилась вся структура психической жизни и поведения близнецов. Овладев объективной системой языка дети оказались в состоянии формулировать замысел конструктивной деятельности, у них заметно развился ряд сложных интеллектуальных функций, до того почти незаметных. Таким образом, психологический эксперимент убедительно продемонстрировал огромные потенциальный возможности внешнесредовых, социальных влияний на развитие личности ребенка. 

    В последующих психологических исследованиях близнецов была показана прогрессивно убывающая роль генетических факторов в возрастной изменчивости таких функций, как распределение, устойчивость и переключение произвольного внимания, объем и скорость запоминания и др.

    Новейшие научные данные свидетельствуют о том, что в балансе наследственных и средовых влияний на изменчивость и формирование многих психофизиологических функций прослеживаются более сложные закономерности, говорящие об определенной периодичности изменений этого баланса под влиянием главным образом гормональных сдвигов в организме, а также в результате воздействия социальных факторов, концентрирующихся на разных этапах общественного развития личности. Эти данные указывают на то, что роль среды в изменчивости параметров психического развития человека различна на разных возрастных этапах, что природа формирующегося человека в различной степени восприимчива к воздействию биологических и социальных факторов в разные периоды индивидуальной эволюции. Развитие организма характеризуется отнюдь не равномерным движением, а цикличностью, которая отражает прежде всего адаптацию его к обновляющимся условиям среды. 

    Весь окружающий нас мир живых систем организован существует по определенным законам, на основе единых принципов, важнейшими из которых являются непрерывность и цикличность их развития. Человек как живая система и как компонент среды должен рассматриваться во взаимодействии с ней, поэтому при изучении его индивидуального развития важным звеном является познание биологической и социальной обусловленности возрастных фаз онтогенеза. Наиболее адекватным для решения этой задачи является близнецовый метод генетики в сочетании с онтогенетическим подходом. 

    Касаясь различных сфер использования близнецового метода генетики, следует отметить, что он нашел широкое применение в спортивной проблематике, в частности при изучении роли наследственности и среды в формировании энергетическом обеспечении сложной моторной деятельности в таких видах спорта, как бег, прыжки, гимнастика, акробатика, плавание и др. В связи с полученными результатами ряд специалистов склонен считать генетические факторы решающими в достижении высоких спортивных успехов, полагая, что унаследованным качествам, типу конституции спортсмена следует придавать большее значение, чем тем качествам, которые могут быть выработаны обучения. Представители другой точки зрения решающее значение придают средовым воздействиям, считая, что генетические факторы определяют лишь потенциальные возможности спортсмена, которые развиваются в результате усиленных тренировок. Эти противоречия лишь актуализируют необходимость дальнейших углубленны исследований спорных вопросов, и прежде всего на основ близнецового метода. 

    Таким образом, исследования близнецов, проведенные советскими учеными, во-первых, позволили раскрыть особенности их развития на разных этапах жизни, что важно в целях предупреждения отклонений от нормы; во-вторых результаты применения близнецового метода генетик дали возможность для более глубокого проникновения природу закономерностей формирования индивидуальности человека, особенно для понимания цикличности развития многих функций. Близнецы — это не только удивительное явление при роды и уникальная модель для научных исследований генетических проблем в различных областях знания, но огромная радость для окружающих, и в первую очередь для родителей. Дополнительные трудности, возникающие в семье в связи с необходимостью растить и воспитывать не одного, а двоих или нескольких детей, окупаются нашей стране мерами государственной заботы о многодетных семьях, льготами, предоставляемыми матерям, рожавшим близнецов. Такие семьи, например, вне очереди обеспечиваются благоустроенными квартирами, для наблюдения за здоровьем и развитием близнецов организуете служба регулярного врачебного и сестринского посещения на дому для оказания близнецам и матери необходимо помощи. 

    По свидетельству подавляющего большинства родит” лей, воспитывающих близнецов, общение с ними доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие, приносит мощный положительный эмоциональный заряд, помогающий справляться с естественными трудностями многодетной семьи поддерживает высокий тонус в психологической атмосфере семейной жизни. 

    Следует полностью согласиться с автором книги, что близнецы — это прекрасный подарок природы, нужно уметь ценить его и внимательно изучать. 

    О многих социально-психологических гранях близнецовой проблемы ведет подробное повествование в книге В. Фридрих, касаясь самых различных сфер жизни и деятельности близнецов, раскрывая сложнейшие механизмы их социального созревания в детстве и юности, формирования и становления личности в последующей жизни.

    Предложенный нами вниманию читателей краткий обзор научных проблем в области изучения близнецов в нашей стране лишь в самой незначительной мере может дополнить тот обширный материал, который представлен В. Фридрихом в его увлекательной книге “Близнецы”. Мы с удовольствием представляем ее всем любознательным и заинтересованным читателям.

    Вальтер Фридрих
    Близнецы.
    Перевод с немецкого Г. С. Черновой, под ред. д.ф.н. Б. К. Лисина и д.м.н. Д. Н. Крылова
    Москва: “Прогресс” 

    Москва, Прогресс, 1985. - 214 с. 

     

    Скачать книгу в формате PDF (11,5Mb)

     

    Читать книгу онлайн