Особый мир близнецов

  • Из-за особенного отношения к близнецам они с раннего детства растут в несколько необычной атмосфере. Многие окружающие воспринимают близнецовую пару как единое неразделимое целое, игнорируют различия детей, считают, что близнецы одинаково думают, одинаково чувствуют, никогда не ссорятся. Часто сами родители делают все возможное, чтобы подчеркнуть сходство близнецов, сохранить между ними близкие отношения. Особенно это характерно для родителей монозиготных (однояйцевых) близнецов.

    С самого рождения между близнецами складываются определенные отношения, которые отличаются от обычных отношений между братьями и сестрами и накладывают неизгладимый отпечаток на развитие близнецов и их отношения с родителями и другими людьми. Такие специфические отношения между членами близнецовой пары французский ученый Рене Заззо назвал "близнецовой ситуацией". Близнецовая пара часто образует свой особенный микромир, характеризующийся рядом особенностей как внутри пары, так и во взаимоотношениях с другими людьми и внешним миром. Особая близнецовая среда приводит к тому, что между близнецами устанавливаются более близкие, интимные отношения, чем между обычными братьями и сестрами. Эти связи настолько сильны, что даже на временную разлуку с близнецом они могут реагировать так же остро, как на разлуку с матерью.

    Любому ребенку необходимо какое-то время, чтобы научиться делать что-то самостоятельно, без помощи матери, чтобы почувствовать, что он и мать - это разные существа: на самом раннем этапе развития ребенок замечает, что мать может периодически исчезать, потом снова появляться, а он всегда остается на месте. Если ребенок - близнец, то он замечает, что его соблизнец, в отличие от матери, всегда находится рядом с ним. Поэтому, даже если ребенок уже отделяет себя от матери, то отделить себя от соблизнеца для него довольно трудно, особенно если и окружающие относятся к ним как к единому существу в двух лицах.

    Ценность близнецового партнера для близнеца с самого рождения так высока, что отношения в близнецовой паре можно охарактеризовать как симбиотические. Характерным для близнецов является употребление местоимения "мы" вместо "я", они позже узнают себя на фотографии и в зеркале. Близнецы позже начинают употреблять свое имя, часто откликаются не только на свое, но и на имя близнеца.

    Близнецы в раннем возрасте, а иногда и позже, почти никогда не разлучаются, часто носят одинаковую одежду, играют в одинаковые игры, читают одни и те же книги, и т.д. В раннем детстве они сами стремятся иметь такую же одежду, прически, игрушки, пищу, что и близнецовый партнер. Тесная привязанность близнецов друг к другу, стремление всегда быть вместе иногда приводят к тому, что дети взаимодействуют только между собой, исключая из круга общения сверстников, а иногда и всех других людей. Это способствует возникновению так называемой "реакции (или эффекта) близнецовости" - полного отождествления себя с близнецовым партнером, стремления ничем не отличаться от него. Реакция близнецовости тормозит процесс формирования самосознания каждого из детей - т.е. осознания своего "я", своих поступков, переживаний, своего места в жизни.

    Часто близнецы получают значительно меньше родительского внимания, чем одиночнорожденные дети, так как матери маленьких близнецов, вынужденные воспитывать двоих детей одновременно, больше заняты домашними делами, больше устают, поэтому они меньше общаются, разговаривают с близнецами, чем матери одиночнорожденных детей, и дети бывают чаще предоставлены сами себе. Кроме того, если даже у матери хватает сил заниматься с обоими близнецами одновременно, то для занятий с каждым близнецом по отдельности сил уже не остается, или мать просто не считает это необходимым, - ведь близнецов двое, им и так не скучно. Такое поведение родителей может привести к замедленному формированию речевых навыков близнецов, так как, разговаривая только друг с другом, они имеют меньше возможностей для усвоения новых речевых навыков, а существующие недостатки их речи углубляются. В такой ситуации возможно появление у детей так называемой "автономной речи" - собственного языка близнецов, понятного только им двоим.

    Другой особенностью близнецовых пар является распределение ролей между близнецовыми партнерами. Близнецы определенным образом распределяют между собой различные функции, навыки. Например, один ребенок может отвечать за общение с внешним миром, полностью беря на себя функцию представления пары при общении с другими людьми. Другой близнец при этом может вообще не развивать у себя навыки общения, так как близнецы, воспринимающие себя как единое и неразделимое целое, считают, что достаточно хотя бы одному из них овладеть соответствующими навыками.

    Неоднократно описаны случаи полной взаимозависимости близнецов, когда каждый из них по отдельности чувствует себя совершенно беспомощным, поскольку они обладают взаимодополняющими навыками или свойствами личности. Например, имеются даже случаи, когда один из близнецов умеет считать, а другой - писать.

    Первоначальным источником распределения ролей в паре служат различия при рождении (вес, рост, порядок рождения и т.д.), разное отношение к ним матери, в школьные годы лидерство определяется физической силой, успехами в школе (особенно у монозиготных близнецов). Родители, сами того не подозревая, поощряют ожидаемые от каждого ребенка действия (например, считая перворожденного близнеца старшим, формируют у него установку на лидерство в паре). Ребенок начинает вести себя в соответствии с приписываемой ему ролью, и это служит основной причиной первичной дифференциации близнецов. В литературе о близнецах описаны следующие роли: представитель в окружающем мире, когда один из близнецов всегда выражает мнение пары в целом, лидер, полностью управляющий поступками другого близнеца, "внутренняя совесть пары" - близнец, на которого возложена роль оценивать и принимать решения, и др. Так, как показывают исследования психологов, один из близнецов является доминирующим у 75% монозиготных пар и у 80% дизиготных пар.

    Устойчивое распределение ролей в близнецовой паре может сохраняться на всю жизнь и приводить к нарушению социальной адаптации во взрослом возрасте: нередки случаи, когда близнецы отказываются учиться, работать, служить в армии в разных местах, они не готовы к созданию собственной семьи, их контакты с окружающими ограничены, - от других людей они ждут того же уровня взаимопонимания, что и от собственного близнеца.

    Во избежание этих нежелательных последствий родителям лучше всего с самого раннего возраста детей стараться вести себя таким образом, чтобы развивать индивидуальность каждого ребенка, поощрять в детях независимость, придавать значение их различиям, называть каждого собственным именем, то есть относиться к детям как к двум отдельным и разным индивидам, а не как к "одному человеческому существу в двух экземплярах". Важно, чтобы с самого раннего детства родители поддерживали стремление каждого из детей быть самим собой, а не просто одним из двух.

    Желательно, чтобы у каждого из близнецов было свое место в доме, свои вещи (кроватка, стол, стул и др.), своя одежда. У каждого близнеца должна быть своя коробка с игрушками - это его частная собственность, он может не делиться ею с соблизнецом. Самый легкий способ подчеркнуть индивидуальность детей - сделать им разные прически, одевать в разную одежду. Но иногда сами дети не хотят отличаться друг от друга, тогда можно использовать какие-нибудь мелкие отличия - например, значок или носки разного цвета.

    Родители близнецов не должны забывать о том, что каждый из их детей - это отдельная личность, имеющая свои способности, свои возможности, свои особенности развития. Для нормального речевого развития близнецов родители должны стараться говорить с каждым по отдельности. Хорошо, если у каждого из детей будет время поговорить наедине с папой или с мамой.

    Важно, чтобы оба близнеца учились быть ответственными за свои поступки, за себя, чтобы каждый из них мог самостоятельно принимать решения, поэтому не стоит обсуждать какие-то важные вопросы с обоими вместе, лучше обсудить их с каждым по отдельности, выслушать мнение каждого из детей. Ребенок должен усвоить, что он волен поступать так, как ему хочется, а не зависеть от мнения близнеца и не навязывать тому, в свою очередь, собственных взглядов.

    Мать близнецов спрашивает, стоит ли отдать близнецов в детский сад? В данном случае, учитывая особенности этой близнецовой пары, можно посоветовать ей сделать это, если, конечно, близнецы не имеют серьезных проблем со здоровьем. 

    В детском саду дети приобретают навыки самостоятельности, социального поведения. Расширяется круг общения, что особенно важно для близнецов, которые ориентированы только друг на друга. 

    Близнецы, как правило, легче адаптируются к детскому саду, чем одиночнорожденные дети. Ничего удивительного в этом нет - ведь их, все-таки, двое, они поддерживают друг друга, защищают, утешают в трудную минуту. Они меньше скучают по дому, так как частичка дома (в виде соблизнеца) всегда рядом. 

    Близнецы в детском саду сразу оказываются в центре внимания, все удивляются их сходству, пытаются найти различия. Часто, особенно в первое время, воспитатели и дети путают близнецов, их имена, называют детей по фамилии или одним именем. Родителям следует попросить воспитательницу называть каждого ребенка по имени. Чтобы помочь ей различать детей, можно вышить на их одежде (на видном месте) их имена или хотя бы инициалы, по-разному постричь. 

    В детском саду у близнецов, обычно, устанавливаются хорошие отношения и с воспитателями, и с детьми. Конечно, прежде всего они общаются друг с другом. Их отношения чаще всего проникнуты чувством любви и привязанности. Они чаще играют вместе, хорошо понимают друг друга. Из-за того, что они всегда поддерживают друг друга, защищают, они представляют собой довольно сильную пару, по этой причине часто они становятся лидерами в группе. 

    Бывает и так, что в детском саду близнецы представляют собой замкнутую группу. Они играют только друг с другом, не стремятся к контактам с другими детьми, болезненно реагируют на разлуку. 

    Если родители видят, что социальная ситуация развития близнецов складывается неблагоприятным образом, необходимо как можно раньше проконсультироваться у психолога и принять адекватные меры. Важно обеспечить каждому ребенку условия для развития его индивидуальности, для этого он должен учиться существовать самостоятельно, без своего близнецового партнера. Если психолог предложит разделить детей (например, поместить их в разные группы детского сада), то нужно последовать его совету, но делать это постепенно, так как иногда близнецы противятся разделению (например, один категорически отказывается идти в детский сад без другого), и иногда ранняя разлука с близнецом может оказать неблагоприятное воздействие на все дальнейшее развитие ребенка. 

    Для начала можно водить детей в детский сад по очереди - в понедельник и среду - одного, во вторник и четверг - второго, а в пятницу - обоих вместе. В этом случае "убиваются два зайца сразу": каждый из детей имеет возможность общаться с другими детьми самостоятельно и имеет возможность побыть с родителями наедине, что очень важно и для детей, и для родителей, так как позволяет им лучше узнать друг друга. 

    Можно отправлять их в гости к родственникам поодиночке, подобрать им разные кружки, спортивные секции. Главное и самое важное - родители должны воспринимать близнецов как самостоятельных и разных индивидов, у которых есть свои интересы, свои дела, свои секреты.

    Когда близнецы пойдут в школу перед родителями снова встанет вопрос - отдавать ли близнецов в один класс или лучше в разные? 

    Крепкая связь, существующая между близнецами, может облегчить им адаптацию к школе. Ведь у большинства близнецов способность успешно действовать по отдельности и уверенность в собственном "я" развивается медленно. Если близнецы до школы всегда были вместе, то для них будет лучше, чтобы они были вместе хотя бы в первом классе. Один всегда наблюдает за вторым, даже сам того не замечая, и возможность всегда ощущать присутствие второго обеспечивает обоим чувство комфорта и безопасности. Разделение близнецов прежде, чем они к этому готовы, может быть стрессовым фактором для обоих, и это не ускорит, а задержит развитие их независимости друг от друга. Желание отделиться развивается постепенно и ярко проявляется только в подростковом возрасте. Наверное, если социальная ситуация развития близнецов складывается благоприятно и не вызывает тревоги у родителей, лучше будет просто посадить близнецов за разные парты
    Особый мир близнецов 
    [05.10.2002] 

    Из-за особенного отношения к близнецам они с раннего детства растут в несколько необычной атмосфере. Многие окружающие воспринимают близнецовую пару как единое неразделимое целое, игнорируют различия детей, считают, что близнецы одинаково думают, одинаково чувствуют, никогда не ссорятся. Часто сами родители делают все возможное, чтобы подчеркнуть сходство близнецов, сохранить между ними близкие отношения. Особенно это характерно для родителей монозиготных (однояйцевых) близнецов.

    С самого рождения между близнецами складываются определенные отношения, которые отличаются от обычных отношений между братьями и сестрами и накладывают неизгладимый отпечаток на развитие близнецов и их отношения с родителями и другими людьми. Такие специфические отношения между членами близнецовой пары французский ученый Рене Заззо назвал "близнецовой ситуацией". Близнецовая пара часто образует свой особенный микромир, характеризующийся рядом особенностей как внутри пары, так и во взаимоотношениях с другими людьми и внешним миром. Особая близнецовая среда приводит к тому, что между близнецами устанавливаются более близкие, интимные отношения, чем между обычными братьями и сестрами. Эти связи настолько сильны, что даже на временную разлуку с близнецом они могут реагировать так же остро, как на разлуку с матерью.

    Любому ребенку необходимо какое-то время, чтобы научиться делать что-то самостоятельно, без помощи матери, чтобы почувствовать, что он и мать - это разные существа: на самом раннем этапе развития ребенок замечает, что мать может периодически исчезать, потом снова появляться, а он всегда остается на месте. Если ребенок - близнец, то он замечает, что его соблизнец, в отличие от матери, всегда находится рядом с ним. Поэтому, даже если ребенок уже отделяет себя от матери, то отделить себя от соблизнеца для него довольно трудно, особенно если и окружающие относятся к ним как к единому существу в двух лицах.

    Ценность близнецового партнера для близнеца с самого рождения так высока, что отношения в близнецовой паре можно охарактеризовать как симбиотические. Характерным для близнецов является употребление местоимения "мы" вместо "я", они позже узнают себя на фотографии и в зеркале. Близнецы позже начинают употреблять свое имя, часто откликаются не только на свое, но и на имя близнеца.

    Близнецы в раннем возрасте, а иногда и позже, почти никогда не разлучаются, часто носят одинаковую одежду, играют в одинаковые игры, читают одни и те же книги, и т.д. В раннем детстве они сами стремятся иметь такую же одежду, прически, игрушки, пищу, что и близнецовый партнер. Тесная привязанность близнецов друг к другу, стремление всегда быть вместе иногда приводят к тому, что дети взаимодействуют только между собой, исключая из круга общения сверстников, а иногда и всех других людей. Это способствует возникновению так называемой "реакции (или эффекта) близнецовости" - полного отождествления себя с близнецовым партнером, стремления ничем не отличаться от него. Реакция близнецовости тормозит процесс формирования самосознания каждого из детей - т.е. осознания своего "я", своих поступков, переживаний, своего места в жизни.

    Часто близнецы получают значительно меньше родительского внимания, чем одиночнорожденные дети, так как матери маленьких близнецов, вынужденные воспитывать двоих детей одновременно, больше заняты домашними делами, больше устают, поэтому они меньше общаются, разговаривают с близнецами, чем матери одиночнорожденных детей, и дети бывают чаще предоставлены сами себе. Кроме того, если даже у матери хватает сил заниматься с обоими близнецами одновременно, то для занятий с каждым близнецом по отдельности сил уже не остается, или мать просто не считает это необходимым, - ведь близнецов двое, им и так не скучно. Такое поведение родителей может привести к замедленному формированию речевых навыков близнецов, так как, разговаривая только друг с другом, они имеют меньше возможностей для усвоения новых речевых навыков, а существующие недостатки их речи углубляются. В такой ситуации возможно появление у детей так называемой "автономной речи" - собственного языка близнецов, понятного только им двоим.

    Другой особенностью близнецовых пар является распределение ролей между близнецовыми партнерами. Близнецы определенным образом распределяют между собой различные функции, навыки. Например, один ребенок может отвечать за общение с внешним миром, полностью беря на себя функцию представления пары при общении с другими людьми. Другой близнец при этом может вообще не развивать у себя навыки общения, так как близнецы, воспринимающие себя как единое и неразделимое целое, считают, что достаточно хотя бы одному из них овладеть соответствующими навыками.

    Неоднократно описаны случаи полной взаимозависимости близнецов, когда каждый из них по отдельности чувствует себя совершенно беспомощным, поскольку они обладают взаимодополняющими навыками или свойствами личности. Например, имеются даже случаи, когда один из близнецов умеет считать, а другой - писать.

    Первоначальным источником распределения ролей в паре служат различия при рождении (вес, рост, порядок рождения и т.д.), разное отношение к ним матери, в школьные годы лидерство определяется физической силой, успехами в школе (особенно у монозиготных близнецов). Родители, сами того не подозревая, поощряют ожидаемые от каждого ребенка действия (например, считая перворожденного близнеца старшим, формируют у него установку на лидерство в паре). Ребенок начинает вести себя в соответствии с приписываемой ему ролью, и это служит основной причиной первичной дифференциации близнецов. В литературе о близнецах описаны следующие роли: представитель в окружающем мире, когда один из близнецов всегда выражает мнение пары в целом, лидер, полностью управляющий поступками другого близнеца, "внутренняя совесть пары" - близнец, на которого возложена роль оценивать и принимать решения, и др. Так, как показывают исследования психологов, один из близнецов является доминирующим у 75% монозиготных пар и у 80% дизиготных пар.

    Устойчивое распределение ролей в близнецовой паре может сохраняться на всю жизнь и приводить к нарушению социальной адаптации во взрослом возрасте: нередки случаи, когда близнецы отказываются учиться, работать, служить в армии в разных местах, они не готовы к созданию собственной семьи, их контакты с окружающими ограничены, - от других людей они ждут того же уровня взаимопонимания, что и от собственного близнеца.

    Во избежание этих нежелательных последствий родителям лучше всего с самого раннего возраста детей стараться вести себя таким образом, чтобы развивать индивидуальность каждого ребенка, поощрять в детях независимость, придавать значение их различиям, называть каждого собственным именем, то есть относиться к детям как к двум отдельным и разным индивидам, а не как к "одному человеческому существу в двух экземплярах". Важно, чтобы с самого раннего детства родители поддерживали стремление каждого из детей быть самим собой, а не просто одним из двух.

    Желательно, чтобы у каждого из близнецов было свое место в доме, свои вещи (кроватка, стол, стул и др.), своя одежда. У каждого близнеца должна быть своя коробка с игрушками - это его частная собственность, он может не делиться ею с соблизнецом. Самый легкий способ подчеркнуть индивидуальность детей - сделать им разные прически, одевать в разную одежду. Но иногда сами дети не хотят отличаться друг от друга, тогда можно использовать какие-нибудь мелкие отличия - например, значок или носки разного цвета.

    Родители близнецов не должны забывать о том, что каждый из их детей - это отдельная личность, имеющая свои способности, свои возможности, свои особенности развития. Для нормального речевого развития близнецов родители должны стараться говорить с каждым по отдельности. Хорошо, если у каждого из детей будет время поговорить наедине с папой или с мамой.

    Важно, чтобы оба близнеца учились быть ответственными за свои поступки, за себя, чтобы каждый из них мог самостоятельно принимать решения, поэтому не стоит обсуждать какие-то важные вопросы с обоими вместе, лучше обсудить их с каждым по отдельности, выслушать мнение каждого из детей. Ребенок должен усвоить, что он волен поступать так, как ему хочется, а не зависеть от мнения близнеца и не навязывать тому, в свою очередь, собственных взглядов.

    Мать близнецов спрашивает, стоит ли отдать близнецов в детский сад? В данном случае, учитывая особенности этой близнецовой пары, можно посоветовать ей сделать это, если, конечно, близнецы не имеют серьезных проблем со здоровьем. 

    В детском саду дети приобретают навыки самостоятельности, социального поведения. Расширяется круг общения, что особенно важно для близнецов, которые ориентированы только друг на друга. 

    Близнецы, как правило, легче адаптируются к детскому саду, чем одиночнорожденные дети. Ничего удивительного в этом нет - ведь их, все-таки, двое, они поддерживают друг друга, защищают, утешают в трудную минуту. Они меньше скучают по дому, так как частичка дома (в виде соблизнеца) всегда рядом. 

    Близнецы в детском саду сразу оказываются в центре внимания, все удивляются их сходству, пытаются найти различия. Часто, особенно в первое время, воспитатели и дети путают близнецов, их имена, называют детей по фамилии или одним именем. Родителям следует попросить воспитательницу называть каждого ребенка по имени. Чтобы помочь ей различать детей, можно вышить на их одежде (на видном месте) их имена или хотя бы инициалы, по-разному постричь. 

    В детском саду у близнецов, обычно, устанавливаются хорошие отношения и с воспитателями, и с детьми. Конечно, прежде всего они общаются друг с другом. Их отношения чаще всего проникнуты чувством любви и привязанности. Они чаще играют вместе, хорошо понимают друг друга. Из-за того, что они всегда поддерживают друг друга, защищают, они представляют собой довольно сильную пару, по этой причине часто они становятся лидерами в группе. 

    Бывает и так, что в детском саду близнецы представляют собой замкнутую группу. Они играют только друг с другом, не стремятся к контактам с другими детьми, болезненно реагируют на разлуку. 

    Если родители видят, что социальная ситуация развития близнецов складывается неблагоприятным образом, необходимо как можно раньше проконсультироваться у психолога и принять адекватные меры. Важно обеспечить каждому ребенку условия для развития его индивидуальности, для этого он должен учиться существовать самостоятельно, без своего близнецового партнера. Если психолог предложит разделить детей (например, поместить их в разные группы детского сада), то нужно последовать его совету, но делать это постепенно, так как иногда близнецы противятся разделению (например, один категорически отказывается идти в детский сад без другого), и иногда ранняя разлука с близнецом может оказать неблагоприятное воздействие на все дальнейшее развитие ребенка. 

    Для начала можно водить детей в детский сад по очереди - в понедельник и среду - одного, во вторник и четверг - второго, а в пятницу - обоих вместе. В этом случае "убиваются два зайца сразу": каждый из детей имеет возможность общаться с другими детьми самостоятельно и имеет возможность побыть с родителями наедине, что очень важно и для детей, и для родителей, так как позволяет им лучше узнать друг друга. 

    Можно отправлять их в гости к родственникам поодиночке, подобрать им разные кружки, спортивные секции. Главное и самое важное - родители должны воспринимать близнецов как самостоятельных и разных индивидов, у которых есть свои интересы, свои дела, свои секреты.

    Когда близнецы пойдут в школу перед родителями снова встанет вопрос - отдавать ли близнецов в один класс или лучше в разные? 

    Крепкая связь, существующая между близнецами, может облегчить им адаптацию к школе. Ведь у большинства близнецов способность успешно действовать по отдельности и уверенность в собственном "я" развивается медленно. Если близнецы до школы всегда были вместе, то для них будет лучше, чтобы они были вместе хотя бы в первом классе. Один всегда наблюдает за вторым, даже сам того не замечая, и возможность всегда ощущать присутствие второго обеспечивает обоим чувство комфорта и безопасности. Разделение близнецов прежде, чем они к этому готовы, может быть стрессовым фактором для обоих, и это не ускорит, а задержит развитие их независимости друг от друга. Желание отделиться развивается постепенно и ярко проявляется только в подростковом возрасте. Наверное, если социальная ситуация развития близнецов складывается благоприятно и не вызывает тревоги у родителей, лучше будет просто посадить близнецов за разные парты.



    Но иногда между близнецами существуют большие различия по темпераменту и физическим возможностям. Бывает, что сами близнецы не всегда хотят быть вместе. Тогда лучше поместить их в разные классы с самого начала. Этот же вариант можно посоветовать, если у близнецов сохраняется излишняя зависимость друг от друга, отрицательно влияющая на их индивидуальное развитие. Если родители приняли решение разделить детей, в этом случае необходимо позволять им время от времени посещать друг друга, с учителями необходимо об этом договориться с самого начала.

    Кроме того, не следует разделять близнецов, если в семье произошли какие-то существенные изменения, например, переезд на новую квартиру, развод родителей, болезнь или смерть близкого родственника. В этом случае близнецам лучше быть вместе какое-то время.

    Если близнецы пошли в один класс, это порождает тоже целый ряд проблем. В первое время близнецы привлекают к себе повышенное внимание учителей и других учеников, и они остро это переживают, ведь им не всегда нравится "быть на виду", особенно если до школы они не ходили в детский сад и перед ними впервые стоит проблема адаптироваться к детскому коллективу. Учительнице надо быстро перевести это внимание в деловое русло. И с самых первых дней избежать опаснейшей ошибки - сравнения близнецов друг с другом. Учителю непременно надо обращаться к ним по отдельности, называя каждого по имени и никогда - "сообща" ("А как вы думаете, Ивановы?"). Если учитель обознался и неправильно назвал имя близнеца (а близнец его поправил), ему надо извиниться и назвать правильное имя.

    Общение дома по поводу школьных дел надо организовать таким образом, чтобы можно было их обсудить не только вместе, но и с каждым близнецом по отдельности. Ведь и у того, и у другого могут быть какие-то свои личные проблемы, свои тревоги. Хорошо, если первые 10 минут после прихода из школы родители посвящают детям, - в это время можно дать им поесть, попить, спросить, как дела, выслушать их. А уже потом поговорить с каждым индивидуально. Причем, говорить не только об оценках и поведении в школе, а о том, что беспокоит ребенка, о чем он думает, о его друзьях, о каких-то повседневных делах, которые, на первый взгляд, кажутся не такими уж важными на фоне школьных дел. Можно, идя в магазин за покупками или по другим домашним делам, брать одного из близнецов с собой (а в следующий раз - другого), чтобы побыть вместе с ребенком, поговорить или даже просто "поболтать" с ним.

    Как правило, близнецы учатся, помогая и контролируя друг друга. Они обычно переживают за школьные успехи своего близнецового партнера так же, как и за свои.

    С самого первого дня между близнецами проявляются различия в учебной деятельности - в темпах усвоения учебного материала, в способах решения, достижениях. Не стоит сравнивать близнецов друг с другом по успехам в учебе. Если даже один учится очень хорошо, а другой - очень плохо, родители должны избегать разделения их на "хорошего" и "двоечника". Иначе и "плохой" не сможет выйти за рамки роли "двоечника", и "хороший" будет чувствовать вину за то, что вечно служит живым укором своему незадачливому братику (или сестренке). Учителю не следует давать им общих заданий. Если один близнец активен в классе, а второй предпочитает отмалчиваться, считая, что пусть лучше отвечает его партнер-близнец, учитель должен поощрять пассивного за любые проявления (или даже попытки) активности.

    Важно учить детей учиться самостоятельно. У каждого свой темп продвижения, поэтому если один уже давно сделал домашнее задание, а второй все еще сидит, не позволяйте, чтобы один решал за другого, пусть каждый тратит на выполнение домашнего задания столько времени, сколько ему требуется (разумеется, в разумных пределах). Не подгоняйте одного под другого. Нужно учить близнецов сравнивать свои успехи со своими же прежними. Если хвалить - то обоих, но каждого за свое, чтобы один не затмевал другого. Ведь у каждого ребенка свои достижения.

    Как справляться с близнецами? - Так же, как и с другими детьми. 

    Дети любят, когда им уделяют внимание, и близнецы - не исключение. Если они обнаруживают, что какое-то их поведение заставляет родителей бросить все и заняться ими, они будут повторять его снова и снова. В данном случае для близнецов не имеет значения, положительное это родительское внимание или негативное. А негативное внимание родителей гораздо легче привлечь. Так уж у нас сложилось - на неправильное поведение детей принято обязательно реагировать. Считается, что если дети себя ведут хорошо, то так и должно быть, и хвалить детей здесь вроде бы не за что. Вот и оказывается (и дети это отлично схватывают), что привлечь к себе внимание родителей можно лишь плохими поступками. Тем самым эти поступки, помимо воли взрослых, взрослыми-то и поощряются.

    Не всегда дети ведут себя хорошо, иногда матери кажется, что они нарочно "вредничают", мешают ей. Не редкость такая картина - мать чем-то занята, а дети делают что-то такое, что делать не позволяется. У матери нет ни сил, ни желания встать и подойти к детям, - проще просто крикнуть с места, чтобы они прекратили так себя вести. Но эффекта от этих окриков обычно не бывает. Дети только рады, что на них обратили внимание, и продолжают делать то же самое. Мать еще больше сердится, а иногда к ней присоединяется и отец. Но не будет ли лучше для всех подойти к детям, отвлечь их внимание или переключить их на другое? 

    Если ребенку постоянно говорят, что он делает "не то", то, в конце концов, он поверит в то, что он всегда поступает неправильно, и будет сомневаться в том, что он "хороший". И, наоборот, если постоянно ему будут помогать вести себя хорошо, видеть себя хорошим, любимым, не раздражающим родителей, он будет стремиться таким и быть. Надо помнить, что все дети стараются быть хорошими.

    Для близнецов, как, впрочем, и для всех детей, очень важно, какая эмоциональная атмосфера царит в семье. Самой благоприятной домашней атмосферой является та, в которой преобладают ровные, доброжелательные отношения, когда все члены семьи любят, понимают и поддерживают друг друга. Положительные эмоции - важный фактор развития детей и, особенно, близнецов (из-за повышенной опасности биологического риска).

    Можно выделить несколько степеней негативного внимания к детям - от упрека через крик, шлепки до грубого физического наказания, - когда внимание родителей полностью приковано к детям. Все это очень плохо влияет на обстановку в семье, на отношения между родителями и близнецами и отрицательно сказывается на формировании личности детей. Кроме того, как показывают исследования английских ученых (а система воспитания в Англии, как известно, долгое время использовала физические наказания), физическое наказание не дает абсолютно никакого воспитательного эффекта, а, наоборот, может привести к крайне нежелательным для воспитателя последствиям. Постарайтесь не проявлять агрессии по отношению к детям, ведь ваше поведение служит образцом, моделью допустимого поведения для них. И никогда не поощряйте агрессивного поведения детей по отношению к вам, к соблизнецу или к другим людям, учите их выражать свои эмоции в приемлемых формах. Родители должны стремиться избегать негативного внимания, для всех будет лучше, если родители больше общаются, играют с детьми в нормальной обстановке, хвалят и поощряют детей за хорошие поступки.

    Любой ребенок иногда сердится, раздражается, пытаясь таким способом привлечь внимание родителей. Иногда оба близнеца одновременно находятся в таком состоянии. Как родители могут справиться с этим? Если дети еще маленькие, лучший способ - отвлечь их. Если раздражение детей направлено на то, чтобы родители сказали "да" вместо "нет", не следует сдавать позиции, но и не стоит упрекать детей. Лучше оставить их наедине с их раздражением, пока они не успокоятся. Если они успокоились, начали играть - непременно похвалите их!

    С детьми старше 3—4 лет хорошо использовать метод предупреждения - например, сказать: "Если ты не перестанешь стучать пистолетом по столу, я его уберу". Ребенок будет иметь возможность остановиться и не лишиться своей игрушки. Если он послушается, его похвалят, если нет, - пистолет уберут без дополнительных назиданий и разговоров. Эти предупреждения надо непременно выполнять, иначе в следующий раз ребенок их "не заметит", сочтя (по опыту!) пустой угрозой. Если же сразу, без предупреждения, отобрать пистолет, ребенок почувствует себя наказанным, не будучи предупрежденным, - то есть, по его мнению, несправедливо, - он может сказать, что "он же не знал, что нельзя стучать пистолетом".

    Можно также использовать метод "обещания награды за хорошее поведение". Если вы собираетесь взять детей с собой в гости, в магазин и др., и знаете, что дети отнюдь не будут ангелами, пообещайте им награду, если они будут вести себя хорошо. Обычно этот метод себя оправдывает, когда в качестве награды выступает что-нибудь, что действительно очень нужно ребенку.

    Общим правилом в воспитании близнецов, как и всех детей, должно быть следующее: лучший способ избежать плохого поведения - преимущественное внимание и одобрение поведению хорошему. Самыми лучшими отношениями между всеми членами семьи являются партнерские отношения, когда хорошее поведение всегда поощряется, а плохое - наказывается, но без усиленного негативного внимания. Но иногда плохое поведение детей может быть следствием стресса, который по разным причинам переживают дети или их родители. В таких ситуациях часто необходима помощь специалиста, так как родителям самим не справиться.

    Что скрывать - от детей устаешь, а от близнецов, понятно, вдвойне. И у взрослых порой появляется искушение оставить детей в покое, даже если те делают то, что обычно им не позволяется. Такое поведение родителей, в лучшем случае, недальновидно. Установленные в семье правила должны распространяться на все случаи жизни, иначе дети не будут считать их правилами. И постараются не выполнять, полагая, что все дело - в настроении родителей или еще в чем-то. Причем, важно, чтобы оба родителя требовали от детей соблюдения одних и тех же правил.

    Конечно, запрещающих правил должно быть не очень много. У детей должна быть очевидная им свобода поступков, свобода выбора, возможность учиться самостоятельно, принимать решения и делать выбор, не спрашивая постоянно у родителей: "Это правильно? А это неправильно?". В противном случае близнецы могут вырасти инфантильными, несамостоятельными, нерешительными или, наоборот, будут отрицать любые правила. Ведь правил так много, - не то что выполнить, и запомнить-то все невозможно, зачем же зря стараться!

    Как меняются близнецовые отношения с возрастом?

    Близнецы с возрастом становятся все более самостоятельными и независимыми, но при этом сохраняют тесные взаимоотношения, привязанность друг к другу. Уже с подросткового возраста между ними проявляется все больше и больше различий - разные интересы, увлечения, вкусы. Появляются разные друзья, хотя часто близнецы дружат с одним и тем же человеком. Бывает и так, что оба выбирают в друзья одного и того же, но стремятся дружить с ним по отдельности. Это может привести к возникновению конкуренции, конфликтных отношений между близнецами. Но так как значимость близнецового партнера для соблизнеца велика, и они стремятся сохранить хорошие отношения друг с другом, чаще всего они оба прекращают дружбу с избранным другом. Это же относится и к первым влюбленностям близнецов.

    Иногда близнецы влюбляются в одного и того же человека. В этом случае конфликта не избежать, но чаще всего они приходят к выводу, что для восстановления прежних взаимоотношений лучше всего им обоим отказаться от своего чувства. Если этого не происходит, то дело может дойти до ссор и даже до разрыва отношений, что всегда очень тяжело переживается всеми участниками конфликта.

    Если близнецы очень сильно привязаны друг к другу, и они не мыслят своего существования без близнецового партнера, они могут вообще отказаться от отношений с лицами противоположного пола. Они договариваются всегда жить вместе и никогда не расставаться. Но часто один из близнецов все-таки нарушает договор, и тогда ситуация может складываться по-разному, в зависимости от установок второго близнеца.

    Выбор профессии для любого молодого человека, оканчивающего школу, является очень важной проблемой, от решения которой зависит вся его последующая жизнь. Для близнецов эта проблема оказывается еще более сложной. Часто близнецы (особенно монозиготные), если они большую часть жизни провели вместе, были самыми лучшими друзьями, не мыслят своего существования друг без друга, поэтому они намереваются получить одну профессию. Иногда это невозможно, например, по состоянию здоровья одному из близнецов противопоказано заниматься той или иной деятельностью. Очень часто в этой ситуации оба близнеца отказываются от желаемой профессии и выбирают ту, которая подходит обоим. Но иногда близнецы, особенно если между ними уже проявились различия в способностях, интересах, наоборот, стремятся выбрать разные профессии.

    Если близнецы выбрали разные профессии, они обучаются в разных учебных заведениях. Иногда случается и так, что один из близнецов уезжает учиться в другой город. Близнецы меньше времени проводят друг с другом, имеют меньше возможностей для общения, это, несомненно, накладывает отпечаток на их взаимоотношения.

    Близнецы становятся более самостоятельными, менее зависимыми от соблизнеца. Они уже не могут в такой же мере рассчитывать на поддержку и помощь близнецового партнера в каждую минуту, каждому из близнецов приходится самому справляться со своими проблемами. Конечно, это очень трудно, и в первое время близнецы очень скучают друг по другу, испытывая чувство одиночества. Но зато раскрываются их новые качества, о которых, может быть, они и не подозревали. Например, близнец, который всегда во всех компаниях был "в тени", так как все вопросы общения с другими людьми за них обоих решал его близнецовый партнер, если он остался один, вынужден сам брать на себя эту роль и развивать качества, необходимые для общения с людьми.

    У каждого из близнецов появляется свой круг общения, свои друзья, разница в интересах еще более усиливается, и постепенно они становятся совершенно разными, самостоятельными, независимыми друг от друга индивидами. Но, как мы уже сказали, обычно они скучают друг без друга, сожалеют, что им пришлось расстаться, поддерживают очень хорошие отношения друг с другом и очень радуются встречам.

    Если близнецы выбрали одну профессию, часто они стараются и работать вместе. В этом случае они имеют возможность помогать друг другу. Но иногда между ними развивается острая конкуренция, особенно, если они оба претендуют на одну имеющуюся вакансию. Но чаще всего, если близнецы начинают заниматься какой-то совместной деятельностью, они становятся очень сильными партнерами, обычно добивающимися успеха в своих начинаниях, так как они представляют собой нечто особенное, а не просто двух партнеров, как было бы в случае с обычными коллегами. Их особые близнецовые отношения, взаимопонимание, взаимодополнение, знание сильных и слабых сторон друг друга, взаимное доверие оказываются очень важными факторами в успехе их общего дела.

    Часто оба близнеца достигают высоких результатов в какой-то области, например в науке или спорте. Любители спорта хорошо знают хоккеистов - близнецов Евгения и Бориса Майоровых, которые, хотя и играли за разные команды, но были в одинаковой степени талантливы. Также высоких результатов в спорте достигли, например, борцы в вольном стиле близнецы Сергей и Анатолий Белоглазовы или гребцы близнецы Юрий и Николай Пименовы.

    Имеются случаи, когда близнецы не смогли учиться и работать в разных местах. Оказавшись без своего близнецового партнера, они испытывали сильную тоску, чувство одиночества, депрессивные эмоции. Если между ними было четкое разделение ролей, то, оказавшись без своего партнера, близнец не мог полноценно функционировать, - например, не мог самостоятельно принимать решения, или вступать в контакт с другими людьми, или даже совершать покупки в магазине, потому что это всегда делал его близнецовый партнер.

    У большинства близнецов жизнь складывается так, что во взрослом возрасте их пути расходятся. Чаще всего они живут отдельно друг от друга, имеют собственные семьи, реже встречаются. Не все знакомые кого-нибудь из близнецов знают, что у него есть брат (или сестра) - близнец. У каждого из них своя собственная жизнь, свои проблемы, хотя они по-прежнему заботятся друг о друге, поддерживают тесные контакты. Между ними устанавливаются такие же отношения, как между обычными братьями и сестрами. Близнецы, даже монозиготные, и внешне начинают все более различаться. Различия во внешнем облике связаны с разным образом жизни, питанием, перенесенными болезнями и др. Хотя, все-таки, монозиготные близнецы сохраняют удивительное сходство, чем всегда привлекают внимание окружающих, когда появляются вместе, особенно если сами близнецы стремятся подчеркнуть свое сходство.

    Часто близнецы, живущие отдельно друг от друга уже долгое время, удивляют окружающих совпадениями в мыслях, чувствах, прическах, которые они делают независимо друг от друга. Близнецы рассказывают, что они видят одинаковые сны. Даже грамматические ошибки в их письмах часто совпадают! Также у них бывают практически одинаковые вкусы, интересы, увлечения и привычки. Все это приводит нередко к случаям, когда близнецов путают или принимают за одного и того же человека, что иногда забавно, а иногда может иметь и драматические последствия.

    Выбор супруга, вступление в брак является очень важным шагом в жизни любого человека. Ведь каждый мечтает найти свою "половинку", с которой можно создать семью, родить и воспитать детей и прожить долгую счастливую жизнь. И близнецы - не исключение. Но наличие близнецового партнера, особые взаимоотношения, складывающиеся в близнецовой паре, иногда порождают дополнительные проблемы. Как показал французский психолог Рене Заззо, близнецы вступают в брак на 15 % меньше, чем одиночнорожденные. Особенно это относится к монозиготным близнецам - женщинам.

    Особые близнецовые отношения накладывают свой отпечаток на все отношения близнецов с представителями противоположного пола. Когда один из близнецов влюбляется, другой никогда не остается в стороне. Если в обычной семье жених (или невеста) должны пройти "смотрины" у родителей, бабушек и дедушек, то в близнецовой семье самым строгим критиком является близнецовый партнер. Иногда он может не одобрить выбор соблизнеца, и это чревато конфликтами как между влюбленными, так и между близнецами. Не редкость и ситуация, когда близнец ревнует своего соблизнеца к другу (подруге), опасаясь, что тот займет его место, а он потеряет свою значимость для близнецового партнера. 

    Даже вступив в брак, близнецы часто сохраняют между собой очень тесные отношения, являясь друг для друга самыми важными персонами, супругам же остается довольствоваться вторыми ролями, что им, естественно, не нравится. Иногда супруг может ревновать своего супруга-близнеца к его близнецовому партнеру, что также чревато напряженными отношениями как между супругами, так и между близнецами. По этой причине браки, в конце концов, могут распадаться.

    Очень часто близнецы выбирают себе супруга, чем-то похожего на соблизнеца, они ждут от него того же уровня понимания. Но не всегда их надежды сбываются.

    Если в брак вступает только один из близнецов, то второй переживает эту ситуацию по-разному.

    Иногда второй близнец так и не создает свою семью. Он может посвятить всю свою жизнь семье близнеца - помогать ему во всем, поддерживать. Таких случаев очень много.

    Если же ситуация складывается благоприятным образом, без конфликтов и проблем, то семьи близнецов поддерживают между собой очень близкие отношения, помогают друг другу, часто встречаются, вместе проводят праздники и даже отпуск. Для близнецов очень важно, чтобы их супруги понимали специфику, существующую в отношениях между близнецами, терпимо относились к их особенной привязанности друг к другу. Иногда близнецы говорят, что хотели бы создать свои семьи также с близнецами, и, возможно, это был бы лучший вариант, но, к сожалению, трудно осуществимый.

    Близнецы, как правило, становятся очень хорошими родителями. Но не исключены и проблемы.

    Когда у близнецов рождаются их собственные дети, они могут испытывать неуверенность в себе, так как не знают, как воспитывать единственного ребенка в семье, - у них нет опыта таких взаимоотношений. Если появляются следующие дети, иногда родители - члены близнецовой пары пытаются разделить их на пары и взаимодействуют с ними как с близнецами. Случается, что у такого родителя устанавливаются особые взаимоотношения с одним из детей, которого они воспринимают как своего соблизнеца.

    Так часто близнецы почти одновременно женятся (выходят замуж), у них почти одновременно рождаются дети, - даты их рождения могут отличаться всего лишь на несколько дней. Дети близнецов - двоюродные братья и сестры - чаще всего становятся хорошими друзьями.

    Известны случаи, когда у родителей - членов близнецовых пар также рождаются дети - близнецы. В этом случае родителям в воспитании детей может пригодиться собственный опыт, но нужно помнить, что их дети-близнецы имеют право быть самими собой, развиваться по своему собственному пути, между ними могут установиться совершенно другие отношения, чем были у родителя-близнеца с его близнецовым партнером. Но, в целом, если родители сами были членами близнецовой пары, они лучше понимают проблемы детей - близнецов, стараются выбрать наиболее подходящие для близнецов формы воспитания и избежать ошибок, типичных для родителей, которым приходится воспитывать близнецов.

    Процесс старения у близнецов протекает сходным образом, поэтому иногда в старческом возрасте они снова становятся похожими друг на друга. Часто между ними восстанавливаются близкие отношения, они часто встречаются, а иногда живут вместе или недалеко друг от друга, ведут сходный образ жизни. Кроме того, в этом возрасте у людей обычно пропадает сильная потребность в выражении собственной индивидуальности, что также делает близнецов похожими.

    Средняя продолжительность жизни у близнецов практически не отличается от среднестатистических показателей, она зависит от места жительства, профессии, образа жизни. Есть близнецы - долгожители. Но не всегда близнецы могут достичь одинаковой продолжительности жизни, чаще один из близнецов умирает раньше. Если это происходит, то второй близнец может очень болезненно на это реагировать. Конечно, смерть близкого человека - это всегда горе, но для близнецов она приобретает еще и дополнительное значение. Ведь если близнецы почти одновременно болели одними и теми же болезнями, все важные события их жизни тоже происходили приблизительно в одно и то же время, то оставшийся близнец после смерти соблизнеца может опасаться, что скоро умрет. И нередко его опасения сбываются. В такой ситуации важно не зацикливаться на этой мысли, постараться продолжать жить полноценной жизнью, зная, что у каждого человека, независимо от того, близнец он или нет, своя продолжительность жизни. Иногда после смерти близнецового партнера, его соблизнец, особенно если они на протяжении всей жизни сохранили очень близкие отношения, впадает в состояние глубокой депрессии, чувствуя, что его потеря невосполнима, что он не может жить без близнеца. Такому человеку требуется обязательная помощь специалистов, и его родственники и близкие должны незамедлительно обратить внимание на его психическое состояние и помочь справиться с ним.

    [ Н.М.Зырянова, С.Б. Малых, С.Д.Пьянкова ]