Когда один из близнецов застенчивый

  • Одна из двойняшек робко выглядывает из-за маминой спины, чтобы посмотреть, как вторая бойко болтает с кассиршей в магазине. На семейном празднике мальчик быстро соглашается на все, что ни предложит его брат-близнец. Ребенок развлекает группу друзей своих родителей, а его соблизнец, колеблясь, поглядывает на них. Эти дети хотели бы пообщаться с незнакомыми людьми, но хранят молчание, даже если те сами к ним обращаются. Их страх обратить на себя внимание заходит очень далеко, например, один из близнецов шепчет второму: «Ну что ты поешь песенки, на нас все смотрят!»

    По своей природе близнецы неизбежно привлекают к себе внимание, и если при этом один из них не в состоянии с лучезарной улыбкой произнести радостное «здравствуйте!», окружающие быстренько отмечают, что «этот, должно быть, застенчивый». На близнецов бездумно навешивают ярлыки, причем, к негодованию родителей, непосредственно в присутствии самих детей.

    Что такое застенчивость? 
    Застенчивость – это чувство тревоги, которое приводит к тому, что ребенок устраняется из ситуаций общения. Хотя застенчивость – это еще не «весь ребенок», она является важной частью его личности. И если мы боремся с проявлениями застенчивости и подавляем их, мы тем самым обостряем тревогу ребенка, что, в свою очередь, только усиливает робость и стеснительность. У некоторых детей застенчивость проявляется только на публике или в незнакомых местах, а дома и в окружении хорошо знакомых людей они гораздо менее робкие и даже общительны и дружелюбны. В этих случаях повода для серьезного беспокойства нет: большинство этих детей преодолеют свою застенчивость самостоятельно. 

    Практически все дошкольники временами тушуются – в присутствии либо незнакомых, либо сверстников, либо взрослых людей. Примерно половина этих детей избавится от застенчивости к 5-6 годам. Из тех, с кем этого не произойдет, около половины перерастут свою робость к подростковому возрасту. Оставшиеся дети, хотя и могут сохранить застенчивость на протяжении всей жизни, способны приобрести навыки ее минимизации. 

    Когда вам говорят, что ваш ребенок застенчив
    Как родителю реагировать на замечания окружающих, которые называют одного из близнецов застенчивым? Лучший ответ – это улыбка и мягкое несогласие. Ребенку лучше слышать в свой адрес не категоричные, а более мягкие и нейтральные определения – так он поймет, что вы любите его таким, какой он есть. А если ребенок отказывается ответить на кем-то заданный вопрос? Подскажите ему, а затем продолжите разговор независимо от того, ответил он или нет. Таким образом мы даем ребенку возможность вступить в общение, если он чувствует себя спокойно, но не оказываем на него давление. 

    Как помочь близнецам
    Близнецы часто (но не всегда) находятся на одной стадии развития и испытывают одинаковые потребности. Это важно учитывать, когда вы пытаетесь выработать спонтанность и дружелюбие у менее общительного ребенка. Легкий и полезный прием – это научить их меняться местами. К примеру, вы замечаете, что один из близнецов быстрее говорит и больше участвует в общении, а второй смущается, устраняется из процесса принятия решений и предпочитает отмалчиваться, особенно в незнакомых ситуациях. Обращайтесь с вопросами к каждому по очереди, а когда требуется проявить какую-то активность, следите, чтобы каждый из них поочередно получал возможность быть первым. Это может касаться, например, выбора книги для чтения или решения, кто первым пойдет чистить зубы. Вначале застенчивый близнец будет подлаживаться под мнение второго. Но постепенно он начнет высказывать собственные идеи и пожелания, и стремиться выступить первым. Затем распространите этот подход на ситуации вне дома. Такое чередование помогает робкому близнецу чувствовать себя комфортно при участии в какой-то активности и самовыражении. 

    Родителям важно показать ребенку, что они любят и принимают его таким, какой он есть, а не потому что надеются, что он когда-нибудь станет общительным. Также важно научить близнецов гордиться успехами друг друга. Родителям нужно отмечать как реальные достижения детей, так и незначительные попытки. У каждого из близнецов есть свои сильные стороны. Если один из них постоянно не позволяет другому занять роль лидера в какой-то ситуации, переключите их активность в ту область, где более успешным является второй. 

    Время обеспокоиться
    В нашем обществе робких людей воспринимают негативно; самоуверенность и общительность поощряется. Временами многие дети испытывают робость, но у некоторых она проявляется в чрезмерно сильной степени. Робкий ребенок реже вступает в контакт и, следовательно, имеет меньше возможностей приобрести навыки общения, что приводит к формированию застенчивости как черты личности. Кроме того, у этих детей мало друзей, они не любят быть в центре внимания, чувствуют себя одинокими и имеют заниженную самооценку. Родители и сверстники могут усилить эти тенденции, поддразнивая и критикуя ребенка. Для чувствительных детей с низкой самооценкой оказывается проще самоустраняться и избегать ситуаций и людей, вызывающих дискомфорт. 
    Нужно бить тревогу, если к 4 годам застенчивость не позволяет ребенку отойти от вас, поиграть с друзьями и принимать участие в детсадовских занятиях. К концу начальной школы привычка к избеганию общения уже может глубоко войти в характер ребенка. Физические симптомы (боли в желудке или головные боли) – классические признаки робости или социальной тревожности. При развитии таких симптомов проконсультируйтесь у детского или семейного психолога. 

    Бережно относитесь к особенностям темперамента ребенка, не пытайтесь «сломать» его характер. Выражайте уважение и понимание его потребностей. Перестаньте беспокоиться о индивидуальном стиле деятельности ребенка и почаще говорите, что любите его. Это поможет ребенку сохранить энтузиазм и стать более уверенным в себе.

    Поощряйте застенчивого ребенка к общению с помощью:
    • отзывчивости;
    • похвалы;
    • поощрения;
    • принятия;
    • доброты.

    Что могут сделать родители:
    • Обсудите с детьми случаи, когда их дразнят, и выразите им свое понимание в ситуации, когда они боятся общаться. 
    • Научите детей узнавать свои эмоции и выражать их словами. Расскажите им, что вы сами порой чувствуете робость.
    • Дайте им пример уверенного поведения. Просите их говорить за себя, выражать собственные мысли и желания.
    • Изучите вместе с ребенком язык его тела. Мышечное напряжение, резь в желудке, головная боль могут означать тревогу и беспокойство.
    • Тренируйте у ребенка навыки общения. Объясните ему, как правильно слушать, задавать вопросы и отвечать по телефону. Дайте ему попрактиковаться в общении в знакомой ситуации (например, дома). 
    • Заранее обсудите с ребенком, чего он может ожидать в незнакомой ситуации. Вводите его в незнакомое окружение и компанию постепенно.
    • Объедините усилия с другими значимыми для ребенка взрослыми. Окружающие часто неправильно обращаются с робкими детьми, потому что принимают застенчивость за отсутствие интереса.
    • Мягко поощряйте ребенка к новым видам деятельности и встречам с новыми людьми. В случае затруднений подскажите, что нужно сказать, общайтесь с окружающими вместе с ним.



    по материалам зарубежных интернет-публикаций 
    [ Алина Сибурина ]