Домашняя работа, тесты и экзамены

  • Жизнь ваших детей не ограничивается школой. У них есть дом, занятия спортом, хобби, друзья и родственники. Обучение в школе нужно сделать как можно более позитивным опытом для каждого человека. Независимо от того, в одном или в разных классах учатся ваши дети, сравнений их между собой не избежать. Каждому ребенку для определения своего места в мире нужно найти ответы на вопросы: «С кем меня можно сравнить?», «Где мое место в большой структуре?» У близнецов этот процесс еще более выражен, чем у одиночнорожденных детей. Они будут проводить сравнения между собой, даже несмотря на все ваши старания помешать этому. Если они учатся вместе, они будут сравнивать свои оценки, и спорить, у кого лучше почерк и кто сидит ближе к доске. Если они учатся в разных классах, то будут сравнивать, у кого учителя лучше и у кого домашние задания труднее.

    Родителям приходится идти на уловки. Вырабатывайте механизмы, которые помогут вам справиться с тягой к сравнениям у близнецов в семье. Могут оказаться полезными следующие идеи:

    · Не участвуйте в соревновании между близнецами. Попробуйте их игнорировать. Ваше вмешательство только обостряет споры, добавляя элемент соперничества за ваше внимание и одобрение. 

    · Дайте каждому ребенку возможность поделиться лично с вами своими заботами и успехами. Порой один из близнецов готов лопнуть от гордости за свои достижения, в то время как его соблизнец не получил столь же высокого признания. Когда вы забираете близнецов из школы, несправедливо и нереалистично ожидать от них того, что они дождутся возможности остаться с вами один на один, чтобы поделиться хорошими новостями. Важно суметь выразить свою гордость за одного близнеца в присутствии другого. Но позже вы, возможно, захотите поговорить с каждым по отдельности – чтобы полнее выразить свою гордость за достижения одного и выяснить, как чувствует себя второй, не мучает ли его ревность или страх. Такие ситуации случаются на протяжении всей жизни близнецов, и тому из них, который сейчас опечален, можно напомнить о его прошлых успехах или будущих возможностях. Кроме того, важно сказать близнецу, получившему признание, что наслаждаться этой ситуацией – вполне нормально. Частенько один ребенок чувствует вину, когда его соблизнец не разделяет с ним славу в торжественный момент. Близнецам нужно понимать, что они могут завидовать соблизнецу и радоваться за него в одно и то же время. 

    · Создайте среду, способствующую обучению. Полезной техникой считается обучение в группе сверстников. Многие учителя признают ценность взаимопомощи между детьми при освоении учебных понятий от арифметических операций до химии или алгебры. Ученик, лучше понимающий предмет, извлекает пользу из озвучивания своих знаний понятным для другого образом. А ребенок, которому в учебе помогает друг, чувствует себя более комфортно, чем на обычном школьном уроке. Когда близнецы делают уроки вместе, выполнение домашних заданий становится менее утомительным. 

    Многие родители обнаруживают, что когда близнецы делают уроки на кухонном столе во время приготовления обеда, это позволяет понять, как дети относятся друг к другу и к своим заданиям. Если один близнец решает все задачи, а другой – только списывает, это не идет на пользу ни одному из них. Однако участие в обучении друг друга путем взаимопомощи позволяет уменьшить соперничество. Близнец, который помог своему соблизнецу понять операции деления и умножения, будет гордиться его отличными отметками по математике.

    Но многим близнецам совместное выполнение домашних заданий не помогает, особенно если один из них легко отвлекается или просто предпочитает работать в одиночестве. Иногда ученик, которому какой-то предмет дается лучше, чувствует груз ответственности за академические успехи своего соблизнеца. Замечательно, если ваши близнецы с удовольствием работают вместе, но не подталкивайте их к этому насильно. 

    Тесты и экзамены убивают учебную мотивацию у многих учеников. Для близнецов ситуация тестирования дополнительно осложняется присущими им соревновательными тенденциями. Родители смогут предотвратить соревнование, если не будут фиксировать внимание на деталях: кто набрал на один балл больше на экзамене или кто сделал на одну ошибку меньше в диктанте. Когда близнецы немного подрастут, могут оказаться полезными философские дискуссии на тему тестирования и обучения: суть их сводится к тому, что у каждого из нас есть свои сильные и слабые стороны. Одному из близнецов лучше дается математика, а другому – сочинения. Некоторые ученики хорошо справляются с тестами, а другие – хуже. Баллы по тесту, набранные ребенком, служат не мерой его интеллекта, а мерой способности выполнять эти тесты.