{sape}
Главная страница Регистрация Фотогалерея Форум интернет-портал Близнецы
Вход на сайт
Разделы портала
Вы можете сами добавить статьи в любую из этих категорий.
Клуб Родителей Близнецов
Доска объявлений
Вы можете добавить своё объявление в любой раздел.
Опрос на сайте
 

Опрос

Родители близнецов! Сколько Вами было потрачено на ведение беременности и роды?


 
 
Сайты для родителей
Реклама
Календарь
«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Популярные статьи

Архив новостей
Ноябрь 2013 (2)
Август 2013 (1)
Декабрь 2012 (4)
Июль 2012 (1)
Май 2012 (2)
Февраль 2012 (2)


Сайт работает под управлением CMS DataLife Engine




Яндекс цитирования





Интернет-Портал Близнецы создан, как место встречи родителей, которых можно по праву назвать самыми счастливыми людьми на свете. Когда-то, а для кого-то совсем недавно, прозвучали слова врача - А у Вас двойняшки!!! И всё сразу перевернулось в этом мире! Как быть? Что делать? Надеемся, что наш портал и Клуб Родителей Близнецов помогут справиться с навалившимися проблемами и вопросами. У нас Вы найдёте различные статьи по беременности, родам, здоровью, воспитанию наших детишек. Мало того, Вы можете сами добавить интересную информацию, чтобы с ней могли ознакомиться и другие посетители портала. Здесь есть форум для родителей, есть фотогалерея, в которую Вы сможете поместить фотографии своих любимых деток, есть "Доска объявлений", где можно будет купить или продать различные товары, необходимые для близнецов, а также ознакомиться с предлагаемыми услугами

Близнецы идут в школу

Автор: AdminPapa от 9 ноября 2009
  • Нравится
  • 11
ГЛАВА 17
Близнецы идут в школу
Начало школьной жизни – важная веха в развитии каждого ребенка. Для многих детей оно также означает первое длительное расставание с матерью и первый опыт самостоятельной жизни. У близнецов в этом смысле есть явное преимущество: хотя им обоим приходится отделяться от мамы, они по-прежнему располагают компанией друг друга. Возможно, это одна из причин того, что близнецы зачастую охотнее отправляются в школу, чем одиночнорожденные дети. Другая причина в том, что они никогда не испытывают недостатка в друзьях – не обязательно благодаря своей общительности или приветливости, а просто потому, что они как близнецы являются притягательными для сверстников.
В школу – вместе или раздельно?
Вопрос, который встает перед всеми семьями близнецов, – нужно ли разделять их в школе. Отдавать близнецов в один класс или в разные? Или вообще в разные школы? Большинство родителей считает, что в старших классах для близнецов лучше учиться отдельно, но, пока они еще маленькие, все зависит от того, как они себя ведут и какие возможности предоставляет данная школа или район.
Первое масштабное исследование близнецов, посещающих начальную школу, было проведено в Австралии в начале 1990-х годов. Было обнаружено, что 30% близнецов-первоклассников обучаются раздельно, а к пятому классу их число возрастает до 65%. Небольшое количество близнецов обучается то вместе, то раздельно. К удивлению исследователей, 10% школ заявили, что у них существуют строгие правила – разделять близнецов. В 75% случаев родители получили неверную информацию о том, будут ли разделять их близнецов. Рассказы родителей о реакции детей на расставание редко принимались в расчет школьной администрацией, как, впрочем, и мнение самих близнецов по поводу раздельного обучения. Исследования, проведенные в Австралии и Великобритании, показали, что в умах многих учителей прочно укоренилось мнение, будто раздельное обучение очень полезно для близнецов и способствует развитию их индивидуальности. Хотя такие житейские представления могут казаться весьма разумными, они не подтверждаются результатами научных работ. Они могут быть адекватны для некоторых пар близнецов, но не для близнецов вообще. Оказалось, что преимущества раздельного обучения более очевидны в том случае, когда между близнецами существуют значительные различия в способностях.
«Раздельное обучение способствует развитию личности близнецов». Более 90% учителей считают это основным доводом в пользу разделения близнецов в школе. Есть сообщения о близнецовых парах, которые воспитывались в таких тяжелых условиях, что стали полностью зависимы друг от друга, и поэтому разделение их пары стало важной частью их психологической реабилитации. Тем не менее, широкомасштабные исследования не подтверждают, что разделение способствует интеллектуальному или эмоциональному развитию большинства близнецов.
«Раздельное обучение помогает учителям лучше узнать каждого из близнецов». Это утверждение опять-таки звучит весьма разумно, но его можно интерпретировать и обратным образом. Ребенок проводит в школе ограниченное время, и многие события его жизни происходят за ее пределами. Едва ли учитель лучше поймет ребенка, если он не знаком с его соблизнецом, с которым тот проводит столько времени вне школы.
«Близнецы могут расстроиться, если учитель будет их путать». Конечно, это больше относится к монозиготным близнецам. Однако близнецы привыкают к тому, что их постоянно принимают друг за друга. Главное, чтобы второго близнеца не хвалили за успехи первого, а первого – не ругали за ошибки второго.
Решения не принимаются раз и навсегда
Вместе или раздельно обучать близнецов – это не то решение, которое нужно принимать задолго до поступления детей в школу и неукоснительно соблюдать в дальнейшем. В австралийском исследовании три из четырех пар близнецов в течение первого года учились вместе, причем именно в школе им посоветовали не расставаться, чтобы лучше приспособиться к новому окружению. На втором году обучения разделение близнецов стало более обычным делом, а к началу третьего года около половины близнецов обучались в разных классах. Нужно помнить, что близнецы, особенно в течение первого класса, сильно меняются:
«Близнецы, которые начинают учиться в моем классе, сильно зависят друг от друга, но, по мере того, как у них появляется чувство безопасности в присутствии других детей, они находят собственные пути и становятся независимыми учениками. В трудные минуты они защищают и поддерживают друг друга. В эти минуты мне хочется пожелать и всем другим ученикам быть такими счастливчиками!» – говорит один из учителей. Что важно, одна из четырех пар разделенных близнецов на следующий год опять начинала учиться вместе. По многим причинам разделение на этом этапе не пошло им на пользу. Школы, понимающие специфику близнецов, гибко реагируют на их потребности. Учителя, родители и сами близнецы должны видеть, что ход их обучения постоянно отслеживается специалистами и что при необходимости можно будет изменить ситуацию.
Дом и школа – не одно и то же
Соперничество между близнецами – одна из распространенных причин раздельного обучения. Следовательно, когда соперничество имеет место, стоит рассмотреть вариант обучения близнецов в разных классах. В Австралийском исследовании родители гораздо чаще учителей замечали соревнование между близнецами. Более того, между родителями и учителями не было согласия в этом вопросе: соперничество обычно имело место либо дома, либо только в школе. Следовательно, то, что близнецы соревнуются между собой дома, вовсе не означает, что разделение будет правильной реакцией на их поведение в школе. С другой стороны, если учителя жалуются на соперничество близнецов в школе, а дома такового не наблюдается, нужно задуматься, а не провоцирует ли школа такое поведение. Иногда одноклассники настраивают близнецов друг против друга, и это будет продолжаться, даже если поместить их в разные классы.
Общение родителей и учителей
Многих родителей расстраивает, насколько некоторые учителя несведущи относительно специфических проблем, с которыми сталкиваются (и которые создают) близнецы. Более того, в некоторых школах существуют жесткие правила относительно того, обучать близнецов вместе или раздельно. Однако в большинстве школ существует более гибкая политика, и важно, чтобы родители обсудили с близнецами все варианты обучения задолго начала их школьной жизни. Часто родителям везет, и школа прислушивается к их опыту и мнению.
Принятие решения об обучении близнецов требует взаимодействия и обмена информацией между родителями и учителями. «У меня в первом классе училась девочка – монозиготная близняшка – поскольку политика школы была направлена на их разделение. Мне и другим учителям казалось, что все идет хорошо. Но мы не знали, что у обеих сестер были ужасающие ночные кошмары, что оказывало огромное влияние на их жизнь дома. Когда их перевели в один класс, проблемы дома кончились, но появилась проблема для учителей – как их различать!»
Родители и учителя должны всегда помнить, что каждый близнец хочет вырасти человеком, способным жить независимо от соблизнеца и в то же время ценить взаимоотношения с ним. При принятии решения о том, разделять близнецов или нет, нужно руководствоваться счастьем детей, возможностью для них реализовать свой потенциал и их развитием как отдельных личностей.
Близнецы проводят в школе не 24 часа в сутки
Разделение иногда считается универсальной панацеей от всех бед. Это «лекарство» от всех проблем близнецов, будь то соперничество, социальная незрелость, задержки в речевом развитии или трудности чтения.
Следует помнить, что близнецы не проводят в школе всю жизнь. Хотя раздельное обучение может быть частью программы оптимизации развития и обучения близнецов, оно не является решением само по себе. Нужно также обратить внимание на изменение ситуации дома или продумать специальные меры помощи.
Порой раздельное обучение может усилить проблемы, существующие у близнецов. Чем старательнее разделяют некоторых близнецов, тем разрушительнее становится их поведение по отношению друг к другу. В результате разделения они утрачивают умение жить как единая пара. К тому же, они всеми силами пытаются привлечь к себе (или наоборот – переключить от себя) внимание соблизнеца. Эти дети вырастут, но на всю свою жизнь останутся близнецами, и их нужно научить справляться с неизбежными конфликтами, а не просто разлучать их.
Должны ли близнецы участвовать в принятии решения?
В идеале разделение должно произойти тогда, когда этого захотят сами близнецы. Очень часто близнецам в средней или даже в начальной школе приходит мысль о том, что было бы неплохо попробовать годик поучиться по отдельности. Однако пожелания детей нужно тщательно обдумать. Может быть, они хотят остаться вместе, потому что таким образом привлекают к себе больше внимания и поэтому им не нужно развивать навыки общения. Или, например, они только что подрались, и их желание учиться раздельно продлится лишь час или два. Мнение детей должно учитываться, но не может заменить решение родителей и учителей.
Разделять близнецов – значит сравнивать учителей
Часто упускается из виду один очевидный факт. Тем не менее, он может значительно усугубить проблемы и соперничество между близнецами. Обучение близнецов в разных классах неминуемо влечет за собой сравнение учителей, и некоторые из них при мысли об этом чувствуют себя неуютно. Решение о разделении близнецов – это вопрос не только учебный; его решение требует и учета конкретных личностей. Допустим, в этом году одного ребенка будет учить Марья Ивановна, а второго – Василий Петрович. Марья Ивановна – педагог, умеющий передать ученикам свой интерес к предмету, а Василий Петрович – более авторитарный преподаватель. Тогда один ребенок будет приходить домой с позитивным настроем по отношению к учебе, а второй – с прямо противоположным. Лучше, если этот вопрос будет рассмотрен до разделения близнецов, чем после того, как различия между учителями станут очевидны.
Что если в школе только один класс?
Во многих сельских школах вопрос разделения близнецов не даже не поднимается, потому что там есть только один класс. Тем не менее, и тут существует несколько важных моментов, поскольку, как было сказано, разделение близнецов – не единственное решение всех проблем. В любом случае, нужно обратить внимание на то, как одноклассники ведут себя по отношению к близнецам. Кроме того, родителям, учителям и другим взрослым стоит задуматься, не является ли их собственное поведение источником проблем близнецов.
Для тех детей, которые всегда хотят быть в курсе того, что происходит с их соблизнецом, разделение в пространстве одного класса может быть лучшим решением, чем обучение в разных классах. Поэтому не нужно бояться сельских школ только потому, что обучение в разных классах там невозможно.
Стоит ли вообще задумываться о раздельном обучении?
Некоторые родители считают, что их детям лучше начать учиться в одном классе, а потом, когда их уверенность в себе несколько окрепнет, перевестись в разные. Тогда к 8 годам большинство близнецов будут учиться по отдельности. Однако если переход к раздельному обучению происходит после того, как близнецы «закрепились» в своем классе, получается, что один из них расстается не только с соблизнецом, но и со своими товарищами, а второй – безмятежно остается в компании общих друзей. Этих проблем можно избежать, если своевременно отдать близнецов в детский сад, кружок или секцию. Там близнецы смогут привыкнуть к временной разлуке с матерью и, отправившись в школу, более уверенно пойдут в разные классы. Это обеспечит им более плавный переход к началу самостоятельной жизни.
Хотя разделение близнецов не является обязательным условием обучения или психологической коррекции их поведения, существуют определенные ситуации, в которых оно является единственным решением уже возникших или потенциальных проблем. Типичная ситуация – если близнецы слишком зависят друг от друга и принимают близко к сердцу, когда одного из них как-то выделяют. Например, если учитель обратился к одному из близнецов, второй делает что-то, чтобы перевести его внимание на себя. Лучшим ответом на такое поведение может быть разделение близнецов по классам, но если подобная ситуация имеет место и дома, нужно принимать дополнительные меры.
Еще один случай, когда разделение необходимо – это если близнецы сильно мешают друг другу проявлять активность. Например, один из них ни за что не приступит к выполнению следующего задания, пока не убедится, что второй тоже закончил предыдущее. Многие взрослые замечали у близнецов такое поведение и вынуждены были решать, допустимо ли оно в данном случае, или сильно мешает как самим близнецам, так и всему классу. Хотя в последней ситуации разделение может оказаться полезным, нужно задаться вопросом: почему такое происходит? Возможно, у близнецов настолько низкая самооценка, что они боятся сделать что-то по-своему? Или, может быть, другие дети постоянно сравнивают близнецов и ожидают от них совершенно одинаковых поступков?
Еще одна ситуация – когда один из близнецов значительно превосходит второго по способностям. Это легко может превратиться в порочный круг, когда один ребенок чувствует себя все увереннее после каждой «победы» над соблизнецом, а второй все больше опускается в пучину беспомощности. Разделение может быть выходом из сложившегося положения, но этого недостаточно: нужно обратить внимание на поведение других детей в этой ситуации. Возможно, они всегда подчеркивают различия между близнецами? Близнецы, даже обучающиеся в разных классах, могут, оказавшись дома, по-прежнему сравнивать свои способности и достижения, если им в этом не препятствовать. Об этом стоит задуматься не только родителям; вспомните бабушек, которые всегда дают что-то вкусненькое близнецу, который принес больше «пятерок». Итак, чтобы помочь близнецам, раздельное обучение нужно дополнить и другими изменениями в их жизни.
Возможность разделения близнецов по классам стоит рассмотреть, если: один ребенок заметно превосходит другого по способностям; один ребенок считает себя неудачником; отношения между близнецами носят деструктивный характер; близнецы настолько зависят друг от друга, что неспособны общаться с другими детьми; наблюдается соперничество, при котором целью одного из детей становится превзойти своего соблизнеца; близнецы поляризуются (становятся противоположностями друг друга); близнецы вмешиваются в дела друг друга, например, один ребенок постоянно докладывает родителям о достижениях и успехах соблизнеца.
Помните о потребностях близнецов
Отсутствие согласия между родителями и учителями по поводу разделения близнецов может очень легко перерасти в борьбу за власть над жизнью детей. «Я знаю, что лучше для моей семьи!» – «Я знаю, что нужно детям в моей школе!». Нужно учитывать, что повлиять на детей может не столько решение – разделять их или не разделять – сколько конфликты вокруг этого решения и нежелание обеих сторон пойти на уступки. Может случиться так, что родители хотят, чтобы их дети были центром внимания, и не позволяют разделить их именно по этой причине. Может быть, директор или классный руководитель решительно настроен всегда разделять близнецов, не считаясь с пожеланиями родственников.
Случаи из практики психолога
Итак, пойдет ли близнецам на пользу раздельное обучение? Если дети различаются по своим способностям, от разделения они только выиграют.
Приведем несколько случаев, с которыми столкнулась в своей работе известная американская исследовательница близнецов Элизабет Брайен [2].
Джош и Бен пришли к психологу, потому что их родителей беспокоило, что Бен день ото дня становится все более грустным и замкнутым. Мальчикам было 8 лет, и они не выглядели как близнецы. Джош был крупный для своего возраста: симпатичный, темноволосый, спортивный ребенок. Бен – белокурый и маленький, можно сказать, тщедушный мальчик. Джош выглядел на несколько лет старше, и никто бы даже не подумал, что они братья.
Мальчики учились в одном классе. Джошу хорошо давалось все, что только требовалось от ученика – чтение, математика, спортивные игры. Бен, как только мог, отказывался от игр, особенно от тех, в которых участвовал Джош, и в чтении отставал от него на несколько книг.
У Бена всегда было развитое воображение. Еще совсем ребенком он часами играл и разговаривал с воображаемыми друзьями. Он любил рисовать. Но сейчас, когда ему уже исполнилось восемь, его склонности к рисованию придавалось мало значения, и никто не обращал на нее внимания.
Было очевидно, что брат подавляет Бена, а тот, вместо того чтобы бороться за себя, старается уклониться от соперничества. Ему нужно было дать возможность быть самим собой без постоянного сравнения с близнецом.
Родители нашли по соседству небольшую школу, где учителя имели возможность уделять индивидуальное внимание каждому ученику. Там не поощрялось соперничество, среди предметов изучались искусство и драма. Со следующего полугодия Бена перевели туда. Через несколько недель ему дали главную роль в школьной пьесе, которую пришел посмотреть его брат. В школе был специальный кабинет рисования, куда дети могли отправиться в свободное время, и Бен сидел там часами. Стены в доме стали пестреть его рисунками. Его родители не могли поверить в такое внезапное превращение. Он стал веселым озорным ребенком, который любил придумывать новые игры, часто с участием брата. Дети стали гораздо лучше ладить дома и каждому из них нравилось делить с братом свои такие разные способности.
Пара близнецов своим поведением может мешать работать на уроке не только друг другу, но и всему классу. В том числе и тем, что у близнецов есть свои собственные формы общения, непонятные окружающим. Движение глаз или кивок может передавать сообщение (или ответ на вопрос учителя) от одного к другому.
Девятилетние Джеймс и Питер постоянно дрались друг с другом. Драки начинались, как только они поднимались с постели – сперва из-за того, кто первым пойдет в ванну, потом из-за того, кому достанется бутерброд побольше. Кого мама последним поцелует, провожая в школу? Кто понесет журнал учителю? За обедом подсчитывался каждый кусочек в тарелке, и если у кого-то было хоть на один больше, об этом знала вся столовая. Они были однояйцовыми близнецами, и только мама могла с уверенностью различать их. Но со спины даже она могла ошибиться. Мальчиков всегда одевали одинаково, и только немногие люди пытались называть их по именам; обычно к ним обращались "близнецы" и "Джеймс или Питер". Они практически не расставались друг с другом, и в детстве у них было мало друзей среди сверстников. Их мать воспитывала четырех детей и была только рада, что они могут сами себя развлечь. Постепенно мальчики стали очень зависимы друг от друга, и в школе на переменах не проявляли интереса к играм с другими детьми. Если один болел, другой отказывался идти в школу без него. Со временем у них усилилось соперничество за внимание матери, а затем появились драки. Они не могли вынести разлуку, но для всех было еще хуже, когда они оставались вместе. И дома, и в классе воцарился кошмар.
Хотя Джеймс и Питер всегда делали все вместе, у них было очень много собственных интересов. Джеймс любил плавание. Питер не любил воду, но хотел научиться играть на фортепиано. Джеймса устроили на еженедельные занятия в бассейне, а Питер в это время занимался музыкой. Когда их приглашали в гости, мама специально спрашивала, можно ли, чтобы пришел только один, а другой остался дома. Сначала им очень не понравились такие нововведения, но постепенно мальчики оценили преимущества ситуации, когда каждому из них достается безраздельное внимание родителей. Дети начали одеваться дома по-разному. В школе была обязательная школьная форма, но мама вышила им на одежде инициалы. Они решительно отвергли идею учиться в разных классах, поэтому сначала их разделили только частично. Когда занятия проводились по группам, их определяли в разные группы, а уже через полгода удалось разделить их и по классам. Впервые в жизни они начали заводить собственных друзей.
Однояйцовые близнецы обязательно воспользуются своим сходством, чтобы разыграть учителей и одноклассников. Кто из нас не поступил бы так, будь у нас такая возможность? Обычно это просто безобидные шутки, но в случае злоупотребления они становятся еще одним поводом для разделения. Также могут быть полезны какие-либо отличительные признаки у близнецов, например, разные стрижки. Иногда даже в школьной форме можно проявить индивидуальность.
Некоторые близнецы стремятся не только выглядеть похоже, но и поступать одинаково. Это может привести к тому, что более способный ребенок начинает получать плохие отметки только потому, что хочет учиться, как его менее способный соблизнец. В таких случаях особенно важно помочь менее способному ребенку найти собственные интересы или таланты и показать, как высоко вы их цените.
Еще одна проблема близнецов, которые учатся вместе, состоит в том, что они теряют право на личную жизнь. Они не могут выбирать, о чем из произошедшего в школе сообщать родителям, потому что соблизнец, скорее всего, все им передаст. Нередко это выступает поводом для конфликтов.
Игорь и Рома – разнояйцовые близнецы шести лет. Игорь – тихий, усидчивый ребенок, который очень серьезно относится к школьным занятиям. Рома – не столь прилежный ученик, быстро устает и принимается устраивать беспорядок в классе. Ему постоянно делали замечания. Сначала Игорь терялся, но потом взялся за руководство братом и часто приходил домой к родителям с рассказами о проступках Ромы. Когда мальчиков поместили в разные классы, проблема практически исчезла.
Иногда близнецы становятся слишком зависимы друг от друга. К психологу пришли восьмилетние братья. Когда к кому-то из них обращались с вопросом, отвечал только один. Второй ждал, когда брат ответит, и ни разу не попытался вмешаться. Первый все больше принимал на себя роль лидера, а его брат становился ведомым. И снова постепенное разделение помогло избавиться от проблемы.
Аналогичная ситуация может возникнуть, если физическое развитие одного из близнецов идет быстрее, особенно в дошкольном и подростковом возрасте. Эта картина чаще встречается в разнополых парах. В эти периоды девочка вырывается вперед как в физическом, так и в эмоциональном плане, и занимает материнскую позицию по отношению к брату. Он может и не сопротивляться, но для ребенка это не лучший способ развить свою индивидуальность и заслужить уважение сверстников.
Все родители двух и более детей могут столкнуться с дилеммой, когда то, что хорошо для одного ребенка, может не подходить другому. Им приходится решать не только, что лучше для каждого ребенка как личности, но и что лучше для них как группы. С этой проблемой столкнулась мама разнояйцовых тройняшек. Один из них в 7 лет был очень способным ребенком. Ему удалось поступить в очень хорошую частную школу. Второго близнеца тоже могли бы принять в эту школу, хотя и не так легко. Тогда их сестра осталась бы одна в той школе, где они сейчас все учились в разных классах. Что делать в такой ситуации – оставить всех детей вместе или отправить в другую школу одного близнеца? Если найдутся причины оставить девочку одну, то стоит ли переводить в другую школу обоих мальчиков? Чтобы разрешить такую проблему, родителям приходится учитывать многие факторы и искать компромисс между ними.
Иногда близнецам может пойти на пользу обучение в одном классе. Как уже было сказано, маленьким близнецам, которые очень дружны и не имеют опыта расставания друг с другом, лучше и в школе быть вместе, по крайней мере, пока они не почувствуют себя уверенно в новой обстановке.
Независимо от того, вместе или раздельно обучаются близнецы, к ним нужно всегда относиться как к отдельным личностям. Учителям однояйцовых близнецов нужно особенно тщательно соблюдать это правило. Чтобы каждый ребенок развивался как индивидуальность, близнецы должны быть легко различимы, их нужно называть по именам и поощрять к поиску собственных интересов и друзей. Одна учительница поделилась проблемой. Она рассказала, что в небольшой школе, где она работает, всех детей знали по именам не только учителя и другие ученики, но и родители. Единственным исключением была пара близнецов, которых все называли по фамилии; их имена знала только классная руководительница. Поэтому их неизбежно воспринимали как единое целое или, в лучшем случае, как двух неразличимых детей, обладающих одинаковыми характерами. Их мать понимала, что это далеко от истины, но у нее не доходили руки до того, чтобы начать одевать детей по-разному.
К каждому близнецу нужно относиться как к отдельной личности, в то же время, не стараясь сравнивать их между собой. Одна мама на родительском собрании договорилась с классным руководителем о двух встречах, потому что хотела поговорить за один раз об одном ребенке (что также полезно для учителя).
И, наконец, нужно не забывать и о положении старшего брата или сестры близнецов. Появление в школе близнецов часто становится сенсацией. Старшему ребенку не всегда приятно, что в центре внимания всегда исключительно близнецы или что окружающие знают его только как «брата близнецов». Работникам школы нужно знать о возможных проблемах и следить, чтобы все дети пользовались заслуженным вниманием и уважением окружающих.
Типы близнецов и учеба в школе
Исследователи предлагают классифицировать близнецов по трем основным категориям: крайние индивидуалисты, в меру зависимые и тесно связанные. Вот их отличительные черты.
Крайние индивидуалисты:
• Общаются каждый со своими друзьями, общих друзей не имеют.
• Играют в основном поодиночке.
• Прерывают общение с соблизнецом, если тот добивается успеха.
• Ведут себя противоположным образом, доходят до крайностей (хороший и плохой близнец).
• Между близнецами существует излишнее соперничество.
• Относятся друг к другу с неприязнью.
• Отказываются одеваться одинаково.
• Стараются подчинить себе соблизнеца.
В меру зависимые:
• Имеют друзей как общих, так и собственных.
• Им хорошо как вместе, так и по отдельности.
• Поддерживают друг друга.
• Развиваются как уникальные личности с собственной идентичностью.
• Могут либо разделять интересы соблизнеца, либо иметь свои собственные.
Тесно связанные:
• Не любят разлучаться, хотят быть вместе основную часть времени, либо постоянно.
• Отзываются на имена друг друга или на общее имя (например, «Близняшки»).
• Не умеют различать свои отражения в зеркале.
• Говорят на близнецовом языке («криптофазия»).
• В развитии стараются идти в ногу друг с другом, замедляя или ускоряя свой темп (особенно при обучении в школе).
• Имеют мало собственных друзей или не имеют их вовсе.
• Одеваются и ведут себя одинаково.
Родители и учителя могут помочь близнецам стать независимыми личностями и научиться думать за себя.
• Поддерживайте индивидуальный глазной контакт с каждым ребенком, чтобы он понимал, что вы обращаетесь только к нему.
• В начале высказывания называйте имя ребенка, которому оно адресовано. Это привлекает его внимание, и дети не путают, с кем из них вы разговариваете.
• Убедитесь, что каждый ребенок говорит за себя и что один из близнецов не берет на себя участие во всех переговорах.
• Если вам трудно «достучаться» до одного или всех близнецов, попытайтесь втянуть их в разговор с помощью игры. Играя с близнецами, родитель или учитель может предложить игровой сценарий и вовлечь ребенка в общение, задавая ему вопросы, как он мог бы поступить или что чувствовал бы в такой ситуации. В игре дети ослабляют контроль за своим поведением и более открыто выражают то, что думают.
Одной из проблем для близнецов является невозможность оградить свою жизнь от вмешательства соблизнеца. Например, родители редко отправляют в летний лагерь только одного из близнецов – чаще туда едут все. В таком случае у них нет возможности провести время отдельно друг от друга, завести собственных друзей и заняться своими увлечениями. Они продолжают во всем полагаться друг на друга.
И родители, и учителя могут помочь близнецам максимально раскрыть свои способности. Им нужно знать о существовании категорий близнецов и понимать, к какой из них относится каждая конкретная пара. Понимая особенности отношений между близнецами, учителя и родители могут оказать детям поддержку в раскрытии их потенциала. Неспособность распознать проблемы в отношениях близнецов в начале школьного обучения является серьезным упущением.
К сожалению, работники школ еще не вполне понимают, что могут помочь близнецам освоиться в школьной среде и стать более независимыми друг от друга.
Проблемы обучения близнецов
То мнение, что близнецы в целом отстают от одиночнорожденных детей в развитии интеллекта, едва ли можно назвать справедливым. Однако с трудностями в обучении близнецы действительно сталкиваются несколько чаще. По данным исследования, проведенного в школах Англии, близнецы в среднем справляются с тестами хуже своих одиночнорожденных сверстников. Это не касается только детей, переживших потерю соблизнеца. Было высказано предположение, что некоторые аспекты близнецовой ситуации, имеющие отношение к социальным взаимодействиям и развитию речи, связаны с отставанием близнецов в развитии вербального интеллекта. (Психологи обычно различают по крайней мере два компонента интеллекта. Первый – вербальный – связан с речью, а второй – невербальный – не настолько зависит от использования речи и оценивается с помощью заданий на собирание головоломок и прохождение лабиринтов.) Однако это влияние весьма незначительно; к тому же, многие близнецы при выполнении теста непроизвольно подстраиваются под ожидания и стереотипы психолога.
В школах Австралии и Великобритании были проведены опросы, касающиеся успеваемости близнецов. В Австралии наиболее полный опрос был проведен в 1975 году. 10-тилетние мальчики-близнецы серьезно отставали от своих одиночнорожденных сверстников в развитии навыков чтения и письма; менее значительное отставание наблюдалось у девочек-близнецов. К 14 годам девочки (в отличие от мальчиков) догоняли одиночнорожденных детей. Более 70% девочек в этом возрасте уже обладали навыками чтения, достаточными для «выживания» в австралийском обществе, например, успешно читали и понимали газетные статьи. Среди мальчиков таких детей было только 40%.
У многих детей правильность чтения и способность к пониманию прочитанного были развиты ниже среднего уровня. Это различие между правильным чтением и пониманием материала очень важно для объяснения проблем чтения у многих близнецов. Около трети близнецов, отстающих в развитии чтения, читают так плохо, что их можно отнести к категории «неспособных к чтению». Поскольку более свежих данных по Австралии не имеется, обратимся к результатам британских опросов детей, только поступивших в школу.
В Англии была разработана методика измерения начального уровня детей, только начавших обучаться в школе, и их последующего прогресса по мере обучения. Здесь оцениваются не только итоговые достижения, но и относительный прогресс ребенка по сравнению с начальным уровнем. Если вначале ребенок серьезно отставал от сверстников, то достижение им среднего уровня – это значительный прогресс. Опрос, проведенный среди детей, поступивших в школу в 2000 году, из которых 2,6% были близнецами, показал, что между близнецами и одиночнорожденными детьми существуют лишь незначительные отличия. Близнецы немного отставали в усвоении основных навыков чтения и счета, но это явление из-за его малой выраженности не должно беспокоить родителей и учителей.
Почему возникают проблемы, и кто попадает в группу риска?
Материал исследования, проведенного в Англии, обладал для детей большей привлекательностью, чем тесты, разработанные в Австралии. Кроме того, обнаружено, что при работе с близнецами один на один, когда психолог может помочь им сконцентрировать внимание на задачах, различия между близнецами и одиночнорожденными детьми практически исчезают. По данным австралийского исследования, основными проблемами у мальчиков-близнецов были невнимательность и импульсивность. Например, даже 14-тилетние мальчики часто совершали ошибки при определении времени по часам и при сложении двузначных чисел. Это говорит не столько о плохих способностях, сколько о неумении сконцентрироваться и стремлении угадать правильный ответ; понятно, каким образом эти тенденции влияют на чтение.
Когда слово «почка» ребенок читает как «бочка», проблема здесь скорее в правильности чтения, а понимание прочитанного имеет второстепенное значение. Такие проблемы часто встречаются у близнецов: например, ребенок, увидев слово, принимает его за другое слово той же длины или начинающееся с той же буквы. Конечно, такое может случиться и с одиночнорожденным ребенком, но учителя и родители в один голос говорят о том, как часто это бывает у близнецов.
Что такое нарушения чтения, и как их диагностировать?
Некоторые дети, будь то близнецы или одиночнорожденные, превосходят сверстников по своим способностям, в том числе и по развитию навыков чтения. Другим детям чтение дается с большим трудом, потому что они в целом хуже успевают по многим, если не по всем школьным предметам. На таких детей термин «нарушение чтения» не распространяется. Он относится, скорее, к детям, способности которых во всех областях развиты более или менее равномерно, но именно чтение при этом страдает.
Для правильной диагностики нарушений чтения необходимо понять, достаточен ли уровень интеллектуального развития ребенка для того, чтобы хорошо читать. Такую диагностику должен проводить педагогический психолог или другой специалист, в распоряжении которого имеются тесты, направленные на оценку особенностей конкретного ребенка. Если у ребенка имеются расстройства внимания (например, синдром гиперактивности), оценка его способностей становится еще более сложной, поскольку при этом нужно учитывать, что некоторые специфические способности (например, арифметическая, которая входит во многие стандартные тесты интеллекта) требует хорошей концентрации внимания. Нужно найти такой способ диагностики способностей, на который не накладывают отпечаток нарушения внимания и другие возможные проблемы ребенка. Например, гиперактивные дети более импульсивны и склонны угадывать ответ без предварительного обдумывания задачи.
Проблема диагностики поднимает много новых вопросов. Специалисту бывает недостаточно пронаблюдать за поведением ребенка в классе, часто бывает необходимо проведение индивидуальной диагностики. Но таким образом мы привлекаем внимание к тому, что один из соблизнецов читает хуже, чем его брат или сестра, и должны поразмыслить, как преподнести этот факт их одноклассникам и членам семьи. Ребенок может непреднамеренно обидеть своего соблизнеца, подчеркивая, что ему-то чтение дается гораздо легче. Иногда же проблема оборачивается другой стороной:
«У нас были сложности как раз с тем близнецом, у которого не было нарушений. Он расстраивался, что его брата забирают из класса и уделяют ему особое внимание. Чем он провинился, почему с ним обращаются не так, как с братом? В конце концов, ведь всем известно, что он учится намного лучше…»
Диагностику может провести и школьный психолог, но порой очередь к нему оказывается слишком длинной. У родителей может возникнуть искушение обратиться к частному консультанту, но все же лучше обсудить эту возможность со школой. Что толку, если родители придут в школу с длинным списком того, что можно сделать, но по объективным причинам эти рекомендации нельзя будет применить в условиях конкретного класса. К тому же, нужно выяснить, есть ли у консультанта опыт работы с близнецами и имеет ли он представление об особенностях близнецовой ситуации, которые могут усложнить диагностику.
Другие симптомы
У многих детей имеется не одна проблема, а несколько, и для диагностики способностей требуется их комплексная оценка и выработка стратегий помощи ребенку, которые принимают во внимание все детали. Вот два примера:
1. Дети с нарушениями чтения часто имеют низкую самооценку: им кажется, что у них не получается вообще ничего. Это особенно касается близнецов, потому что они непосредственно сравнивают себя с братьями или сестрами. Если ребенок считает себя «тупицей» (а дети выражаются еще и не такими словами), он не будет стараться показать себя при тестировании, и оценка его способностей окажется заниженной.
2. У некоторых близнецов координация движений развивается более медленными темпами, что может отразиться на выполнении ими тестовых заданий.
Сколько лет близнецам?
Этот вопрос может на первый взгляд показаться излишним, но он действительно важен при диагностике интеллекта и способности близнецов к чтению. Самый обычный способ диагностики – это сравнение результатов ребенка по какому-то тесту с нормой, то есть со средними результатами детей того же возраста. При этом нам точно не известно, как поступать с недоношенными детьми, коими являются многие близнецы. Влияние этого фактора ослабевает ко времени поступления близнецов в школу, но, чем младше дети, тем он более значим.
Правда ли, что нарушения чтения чаще встречаются у близнецов, и почему?
У многих близнецов отмечаются задержки речевого развития, и это в некоторой степени связано с нарушениями чтения. Между обычным ребенком, умеющим читать, и ребенком с нарушениями чтения не проходит никакой резкой границы, поэтому к постановке такого диагноза нужно подходить аккуратно и обязательно учитывать интересы ребенка.
Тем не менее, некоторые близнецы настолько отстают в чтении, что формальная постановка диагноза просто необходима. Но кроме них среди близнецов есть группа детей с задержками интеллектуального развития, у которых проблема чтения встает наряду с другими проблемами. Их нужно отличать от близнецов, имеющих только нарушения чтения.
У близнецов и одиночнорожденных детей проблемы с чтением одни и те же?
Это очень важный вопрос. Если проблемы проявляются по-разному, тогда способы коррекции, предложенные для одиночнорожденных детей, нельзя применить к близнецам. На самом деле у близнецов проблемы те же, что и у многих одиночнорожденных детей, поэтому то, что подходит одним, годится и другим.
Тем не менее, исследование, проведенное в Австралии, показало, что мальчики-близнецы с неправильными навыками чтения и письма отличаются от одиночнорожденных детей тем, что:
• Отстают или ранее отставали в развитии речи.
• Им с трудом даются и письмо, и чтение, и счет.
• При чтении путают симметричные буквы: читают «b» как «d», «p» как «q».
Очень похожая картина была обнаружена и у девочек; кроме того девочкам с трудностями чтения часто не доставало мотивации. Проблема состояла не столько в том, что они не могли чего-то сделать, сколько в том, что они не хотели даже попытаться или очень быстро сдавались.
Близнецы с задержкой развития чтения часто выказывали большую небрежность в работе. Они неправильно определяли время по часам или допускали ошибки при вычитании двузначных чисел. Коррекционное обучение в таких случаях должно быть в первую очередь направлено на развитие их способности более вдумчиво отвечать на вопросы. Только после решения этой основной проблемы уместно планировать мероприятия, направленные на улучшение чтения.
При коррекции важно знать, что НЕ вызывает нарушений чтения у близнецов. Некоторые считают, что проблемы чтения у близнецов тесно связаны с недостаточно развитой латерализацией, то есть с использованием обеих рук, а не одной – ведущей. Среди близнецов много леворуких или зеркальных (один правша, а другой – левша), поэтому велико искушение списать нарушения чтения на эту бросающуюся в глаза особенность. Но проведенные в Австралии исследования не обнаружили у большинства близнецов связи между предпочтением той или иной руки и развитием чтения. Но это не означает, что не существует немногочисленной группы близнецов, где именно латерализация может оказаться важным фактором, на который стоит направить коррекционную работу.
Способы коррекции развития чтения у близнецов
Первый шаг – это не позволить нарушениям чтения развиться! Это значит уделять пристальное внимание развитию речи и понимать, что факторы, влияющие на развитие речи, могут также влиять на чтение. Так что если некоторые проблемы с речью возникают у ребенка из-за его импульсивности и стремления во всем успеть раньше соблизнеца, имейте в виду, что это может сказаться и на чтении. Для многих родителей терпеливо заниматься с близнецами, когда они по очереди совершают первые шаги в освоении чтения – это несбыточная утопия. В реальности обычно происходит так:
• Они либо затевают соревнование – кто быстрее выпалит слово, причем любое слово. Такая импульсивность может быть одной из причин того, что у близнецов появляются проблемы с чтением (кому какая разница, что за буква написана – главное прочитать!) и с арифметикой (зачем утруждать себя проверкой вычислений).
• Либо один из близнецов в чтении резко вырывается вперед, поэтому другой понимает, что ему проще сидеть и помалкивать.
Поэтому в самом начале обучения чтению важно учитывать динамику близнецовой ситуации. Если чтение по очереди не помогает, задумайтесь, а не стоит ли отдать преимущество качеству, а не количеству чтения.
Непродолжительные индивидуальные занятия с каждым из близнецов могут оказаться полезнее, чем длительные, но со всеми близнецами вместе. Однако это значит, что кто-то должен присматривать за остальными детьми, чтобы вы могли полностью уделить внимание одному из соблизнецов.
Некоторые семьи находят для себя выход из положения в том, что каждый из родителей занимается отдельно с одним из соблизнецов, по возможности привлекая к этому и других родственников. Но здесь необходимо соблюсти осторожность и не навесить на детей ярлыки «мамин близнец», «папин близнец». Из следующего высказывания мы поймем, чем это чревато:
«Когда родились близнецы, мы подумали: как здорово, что бабушки и дедушки с обеих сторон живут рядом. Но постепенно мы заметили, что одна семья благоволит к Маше, а вторая – к Лене, и между ними началось соревнование, касающееся всех аспектов их развития. Когда начались состязания, «чей близнец» быстрее выучит алфавит, мы поняли, что все зашло слишком далеко. Хорошо, что сейчас девочки уже пошли в школу, но мы бы сохранили нервы всей семье, если бы сразу поняли, что происходит, и положили бы этому конец».
Проблемы в развитии чтения оказывают влияние на самооценку соблизнецов. Чтение в начальной школе – это задача, которая провоцирует окружающих и самих близнецов на сравнения друг с другом. При этом не имеет значения, учатся они в одном или в разных классах. Если один из близнецов читает лучше другого, это видят все, в том числе и он сам. Но чтение не должно стать поводом для соревнования. Близнецы, как и все другие дети, должны понимать: они учатся читать, чтобы узнавать новую информацию и получать удовольствие, а не для того, чтобы превзойти соблизнеца в объеме прочитанного.
Важно обсудить с близнецами прочитанную книгу – ее обложку, автора, иллюстрации – и помочь им выработать беглость речи и способность предугадывать развитие сюжета. Задавайте им вопросы на понимание, чтобы увидеть, могут ли они уловить смысл текста. Навыки чтения более высокого порядка, такие как беглое просматривание книги, развиваются позже.
Задача развития у ребенка хороших навыков чтения сама по себе сложна. Как же справиться с ней, если у вас не один ребенок, а несколько? Учителя могут дать родителям множество советов, но они не могут по мановению волшебной палочки обеспечить им эффективное взаимодействие с двумя или тремя детьми.
Детям, которые плохо умеют читать, легко упасть духом. Им нужно научиться ценить свой собственный стиль чтения и свои темпы развития, а не сравнивать себя со своим соблизнецом.
Итак, чтобы подготовить близнецов к урокам чтения в школе, родителям нужно обратить внимание на следующие момента:
• Убедитесь, что уровень развития речи близнецов достаточен, чтобы они могли справиться с чтением.
• Научите близнецов дожидаться своей очереди, работать независимо от соблизнеца и не стараться первым успеть что-либо сделать. Это поможет им приобрести навыки правильного чтения. Концентрация внимания тоже очень важна и, к сожалению, окружающие люди очень часто препятствуют ей.
• Познакомьте близнецов с книгой и дайте им понять, как это увлекательно. Для маленького ребенка разобраться, что такое книга, откуда начинать читать, что рассказ расположен на странице сверху вниз – это особая задача. Если они видят, что родители с удовольствием читают книги, задача наполовину решена. Конечно, если у родителей двух маленьких непосед находится время читать!
Близнецы хорошо справляются с учебными заданиями, если они составлены правильно – то есть таким образом, что привлекают внимание детей.
Экзамены и оценки
Хотя тесты всегда были частью школьного обучения, за последние несколько лет во многих странах произошел всплеск популярности тестирования детей в начальной школе.
С помощью тестов близнецов сравнивают с другими детьми. Родителям часто дают распечатки с результатами, обработанными на компьютере, где детей относят к той или иной категории по степени развития каких-то способностей. Компьютер не знает, что данный ребенок является близнецом, поэтому может легко случиться, что из-за небольших различий в баллах близнецы попадают в иные категории, чем большинство других детей, что только укрепляет ложный стереотип, будто они отличаются по развитию способностей. Баллы могут различаться только на единицу, но из-за этого дети попадают в разные категории.
Подготовка близнецов к тестированию
Первое и основное, о чем нужно просить близнецов, да и всех остальных детей, – постараться справиться с заданиями как можно лучше. Если при этом ребенок не обнаружит таких блестящих результатов, как его соблизнец или одноклассники, – неважно: это его собственный лучший результат, который показывает, чему он научился за прошедший год. Если у детей имеются проблемы с вниманием, им требуется помощь в разработке правильной стратегии сдачи экзаменов. Первое – это распределение времени; часто у них отсутствует чувство времени, и они слишком долго сидят за одним заданием. Второе: им нужно понять, что экзамен – это не гонка, и не давать на вопросы импульсивные ответы. Освоение стратегии «планируй, действуй, проверь» поможет этим детям раскрыть их возможности.
Оценки и экзамены убивают у многих учеников учебную мотивацию. Для близнецов ситуация тестирования дополнительно осложняется присущими им соревновательными тенденциями. Родители смогут предотвратить соревнование, если не будут фиксировать внимание на деталях: кто набрал на один балл больше на экзамене или кто сделал на одну ошибку меньше в диктанте. Когда близнецы немного подрастут, им могут пойти на пользу философские дискуссии на тему тестирования и обучения; суть их сводится к тому, что у каждого из нас есть свои сильные и слабые стороны. Одному из близнецов лучше дается математика, а другому – сочинения. Некоторые ученики лучше справляются с тестами, а другие – хуже. Баллы по тесту, набранные ребенком, служат не мерой его интеллекта, а мерой способности выполнять эти тесты.
Что могут означать различия между детьми?
Различия в результатах тестирования могут:
• Подтвердить наличие проблем, таких как расстройство чтения, о которых некоторые родители подозревали, но надеялись, что они со временем сами исчезнут. Напротив, бывают случаи, когда родители с облегчением видят, что школа наконец-то приняла их беспокойства всерьез.
• Подтвердить существование различий между соблизнецами. Когда путем конкурсного отбора решается вопрос о поступлении в школу или о награждении за успехи в обучении, тогда различия между соблизнецами становятся очевидными для всех. Важно заранее обсудить с детьми, какие последствия могут повлечь за собой различия в успеваемости. Некоторые родители предпочитают отказаться от призов и наград, если они достаются только одному из соблизнецов. Но это несправедливо по отношению к тому, кто добился успеха. Это в равной степени ставит в неудобное положение и другого ребенка: он чувствует, что его соблизнец, который учится гораздо лучше, не сможет вкусить плоды успеха, пока они оба не станут учиться одинаково хорошо.
Стереотипы и их последствия для семьи и школы
Хотя большинство близнецов не нуждается в помощи, не нужно отвергать ее в том случае, если между детьми существуют очевидные различия и один в обучении всегда отстает от другого. Родители и учителя должны убедиться, что близнецы получают своевременную поддержку и что обучение, например, чтению не преподносится им как цель их жизни в школе и за ее пределами. При этом внимание, конечно, фиксируется на том ребенке, у которого наблюдаются трудности. Но более успешных детей также нельзя игнорировать. Дома и в школе все подмечают успехи менее выдающегося соблизнеца и при этом часто забывают, что другой ребенок уже давно достиг этого уровня и даже превзошел его. Некоторые родители и учителя принципиально не отмечают достижения более успешного соблизнеца, чтобы не подчеркивать слабость второго. Это чревато тем, что успешный близнец поймет: стараться незачем, все равно его никто не похвалит. Каждому ребенку нужно видеть, что его достижения получают соответствующее признание.
Сравнение успехов и достижений близнецов
Жизнь ваших детей не ограничивается школой. У них есть дом, занятия спортом, хобби, друзья и родственники. Обучение в школе нужно сделать как можно более позитивным опытом для каждого человека. Независимо от того, в одном или в разных классах учатся ваши дети, вам не избежать их сравнения между собой.
Представление о себе развито у детей этого возраста лучше, чем когда бы то ни было раньше, и они склонны сравнивать себя со своими сверстниками. Каждому ребенку для определения своего места в мире нужно найти ответы на вопросы: «С кем меня можно сравнить?», «Каково положение в большой системе?» У близнецов этот процесс еще более выражен, чем у одиночнорожденных детей. Они будут проводить сравнения между собой, даже несмотря на все ваши старания помешать этому. Если они учатся вместе, они будут сравнивать свои оценки и спорить, у кого лучше почерк и кто сидит ближе к доске. Если они учатся в разных классах, то будут сравнивать, у кого лучше учителя и у кого труднее домашние задания. Между многими близнецами выражено чувство соперничества; разыгрывание сценария «я лучше тебя» доставляет по крайней мере одному из участников множество неприятных переживаний. Если одному из близнецов хорошо удается какая-то сфера деятельности, а второй блистает в другой, это может сбалансировать ход их развития и позволит каждому чувствовать себя успешным. Но если один более общителен, лучше успевает в учебе, и друзья зовут его участвовать во всех спортивных играх, это может вызвать проблемы самооценки у его якобы менее «блестящего» собрата. Он может выбрать жизнь «в тени» своего соблизнеца, что, в свою очередь, может привести к проблемам в дальнейшей жизни, особенно если родственники, друзья и учителя ожидают многого от близнеца, который полнее проявил свой потенциал, и махнули рукой на другого близнеца. Каждому ребенку нужно дать возможность раскрыть свой собственный потенциал.
Как можно поднять самооценку одного близнеца, не вызывая проблем у другого? Это нелегкий вопрос, потому что ответ на него во многом зависит от индивидуального случая, и иногда то, что подходит для одной пары близнецов, не годится для другой. Относитесь к каждому ребенку как к уникальной личности, как если бы у вас были двое детей одного возраста. Учите близнецов оказывать поддержку друг другу и убедитесь, что вы уделяете каждому из них равное внимание: недостаток внимания к одному из детей может спровоцировать его на нарушения поведения. Также могут оказаться полезными следующие идеи:
• Не участвуйте в соревновании между близнецами. Попробуйте их игнорировать. Ваше вмешательство только обостряет споры, добавляя элемент соперничества за ваше внимание и одобрение.
• Дайте каждому ребенку возможность поделиться с вами лично своими заботами и успехами. Порой один из близнецов готов лопнуть от гордости за свои достижения, в то время как его соблизнец не получил столь же высокого признания. Когда вы забираете близнецов из школы, несправедливо и нереалистично ожидать от них того, что они дождутся возможности остаться с вами один на один, чтобы поделиться хорошими новостями. Важно суметь выразить свою гордость за одного близнеца в присутствии другого. Но позже вы, возможно, захотите поговорить с каждым по отдельности – чтобы полнее выразить свою гордость за достижения одного и выяснить, как чувствует себя второй, не мучает ли его ревность или страх. Такие ситуации случаются на протяжении всей жизни близнецов, и тому из них, которому сейчас взгрустнулось, можно напомнить о его прошлых успехах или будущих возможностях. Кроме того, важно сказать близнецу, получившему признание, что наслаждаться этой ситуацией – вполне нормально. Частенько один ребенок чувствует вину, когда его соблизнец не разделяет с ним славу в торжественный момент. Близнецам нужно понимать, что они могут завидовать соблизнецу и радоваться за него в одно и то же время.
• Создайте среду, способствующую обучению. Полезной техникой считается обучение в группе сверстников. Многие учителя признают ценность взаимопомощи между детьми при освоении учебных понятий – от арифметических операций до химии или алгебры. Ученик, лучше понимающий предмет, извлекает пользу из озвучивания своих знаний понятным для другого образом. А ребенок, которому в учебе помогает друг, чувствует себя более комфортно, чем на обычном школьном уроке. Когда близнецы делают уроки вместе, выполнение домашних заданий становится менее утомительным.
Многие родители обнаруживают, что когда близнецы делают уроки за кухонным столом во время приготовления обеда, можно пронаблюдать, как дети относятся друг к другу и к своим заданиям. Если один близнец решает все задачи, а другой – только списывает, это не идет на пользу ни одному из них. Однако участие в обучении друг друга путем взаимопомощи позволяет уменьшить соперничество. Близнец, который помог своему соблизнецу понять операции деления и умножения, будет гордиться его отличными отметками по математике.
Но многим близнецам совместное выполнение домашних заданий не помогает, особенно если один из них легко отвлекается или просто предпочитает работать в одиночестве. Иногда ученик, которому какой-то предмет дается лучше, чувствует груз ответственности за академические успехи своего соблизнеца. Замечательно, если ваши близнецы с удовольствием работают вместе, но не подталкивайте их к этому насильно.
Делаем уроки
Когда я встречаю близнецов из школы, у меня бывают смешанные чувства. Обнять своих дочек и выслушать рассказ о последних школьных новостях – одно из самых важных событий моего рабочего дня. Но то, что предстоит нам после этого – приводит меня в ужас. Домашние задания могут превратить тихие семейные вечера в сумасшедший дом.
Согласно оценкам исследователей, школьники в среднем проводят за выполнением домашних заданий более 130 часов в неделю, а в семьях близнецов эта цифра только возрастает! Родителям двух маленьких школьников поневоле приходится придумывать, как справиться с проблемой домашних заданий.
Создайте удобную обстановку
Отведите каждому из близнецов свое место для уроков и оборудуйте его всеми необходимыми принадлежностями. Обеспечьте ребенка ручками, карандашами, точилками и другими соответствующими возрасту предметами, например, фломастерами, цветными карандашами, ножницами, линейкой, калькулятором, словарем и т.д. Убедитесь, что место удобное, содержится в порядке, хорошо освещено. Что самое важное, ребенка на рабочем месте ничего не должно отвлекать (например, телевизор).
Конечно, когда у вас близнецы, они в основном отвлекают друг друга. Хотя выполнение домашних заданий в группе может быть веселым и интересным занятием, это не всегда способствует успешному завершению работы. Можно порекомендовать отвести каждому из близнецов свое рабочее место, по возможности в разных комнатах. Если близнецы живут в одной комнате, это может быть трудно, и вам придется поставить второй письменный стол где-то еще.
Установите распорядок дня
После школьного дня детям нужно немного развеяться. Они могут проголодаться и захотеть пообедать. В зависимости от своего характера, они могут отдыхать разными способами. Некоторые хотят спокойно посмотреть телевизор или поиграть на компьютере, а другим требуется активный отдых – спортивные игры или просто беготня. Но некоторые особенно сознательные дети не могут позволить себе расслабиться, пока уроки не сделаны. Продумывая распорядок дня детей после школы, имейте в виду индивидуальные потребности и образ жизни каждого из близнецов.
Все дети очень ценят возможность провести какое-то время наедине со взрослым и обсудить с ним события прошедшего дня. Когда в семье близнецы, родителям бывает трудно выкроить время для каждого. Близнецы часто соревнуются за внимание взрослого, перекрикивают и перебивают друг друга, стремясь поделиться последними школьными новостями. Некоторые из них в это время дня становятся особенно нетерпимыми друг к другу, завидуют, что соблизнец принес больше хороших оценок или успел первым рассказать о том или ином интересном событии.
Договоритесь с детьми, что будете выделять каждому из них индивидуальное время в течение дня. Всегда выполняйте это обещание, чтобы они могли чувствовать себя спокойно. Избегайте соревнования и соперничества, просите их отложить рассказ об интересных новостях до того момента, пока они не останутся наедине с родителем.
Воспитывайте в детях ответственность. Хвалите близнецов за то, что они каждый день тщательно записывают домашние задания, награждайте за хорошо сделанную работу. Научите их держать в порядке портфели, тетради и школьные принадлежности. Четко обозначайте, где чьи вещи, чтобы дети их не путали, и напоминайте им подписывать тетради и учебники. Научите их планированию: если собрать портфель с вечера, утром не придется терять драгоценное время на поиски пропавшей тетради.
В чем смысл домашних заданий?
Когда вы решаете, насколько вам следует участвовать в выполнении детьми домашних заданий, примите во внимание, какую функцию они выполняют. Педагоги выделяют три категории домашних заданий. Первая – это возможность для учеников натренировать умения, полученные в классе. Например, задачи по математике, которые решаются определенным способом, изученным сегодня в классе. Вторая – задания, которые подготавливают учеников к изучению определенной темы (например, сбор информации и написание докладов). Третья – задания на широкое применение знаний, полученных в школе.
Кроме того, домашние задания выполняют и более важную функцию. Они помогают ученикам выработать у себя необходимые привычки и черты характера, например, инициативность, ответственность, организованность и заинтересованность. Можно сказать, что развитие этих черт даже важнее самих уроков, поэтому родителям так важно занять продуманную позицию по отношению к домашним заданиям. Конечно, им нужно быть в курсе того, как каждый ребенок делает уроки. Будьте готовы оказать ему помощь. Но не делайте уроки за ребенка и не исправляйте его ошибки. Вы не только обесцените работу учителя, но и помешаете развитию важных черт характера, которые так понадобятся вашему ребенку, когда он станет взрослым.
Они такие разные…
Родитель близнецов всегда имеет повод для сравнения – каковы школьные успехи его ребенка по сравнению со сверстниками, в данным случае, с соблизнецом. Но в том, что касается домашних заданий, сравнение близнецов может создавать проблемы. Если у них разные учителя, они могут получать разные объемы домашних заданий, что дает повод для зависти. Вы, конечно, думаете, что близнец, которому задают больше, завидует тому, которому задают меньше, но в некоторых семьях происходит как раз противоположное! («Это нечестно, что ей задали доклад о медведях! Я сама хочу его написать!» – жалуется девочка-первоклассница.)
Принимайте различия в способностях ваших близнецов. Даже у однояйцовых близнецов есть свои неповторимые сильные и слабые места. Изо всех сил старайтесь не сравнивать их работу. Пусть уроки будут их личным делом. Как врач не обсуждает состояние одного пациента с другим, так и вы уважайте право каждого ребенка на личную жизнь в семье.
Как помочь учителю общаться с вашими близнецами?
Вы как родители близнецов уже давно отказались от мифов и стереотипов по поводу ваших детей: «Да, вы можете их различать», «Нет, у них нет телепатии». Учителя и работники школы, с которыми вы встречаетесь на протяжении всего хода обучения детей, не имеют такого богатого опыта общения с близнецами. Они также различаются по своей способности и желанию узнать, что лучше подходит вашим детям в плане обучения. Вы можете столкнуться со стереотипом, что близнецов ни в коем случае нельзя помещать в один класс. Некоторые школы могут провоцировать соревнование между детьми. В таких ситуациях воспользуйтесь нашими советами:
• Старайтесь сотрудничать с работниками школы и избегайте ситуаций соревнования. Высказывайте свои пожелания таким образом, чтобы подчеркнуть, что у вас есть общая цель – создание наилучшей учебной среды для ваших детей. Самый главный вопрос – это размещение близнецов по классам: будут они учиться вместе или отдельно друг от друга. Если вы считаете, что близнецам лучше учиться в разных классах, вы вряд ли столкнетесь с какими-то возражениями. Но если вы убеждены, что близнецам лучше учиться вместе, хотя бы один год, учителя и администрация могут активно вам противодействовать.
Решение этого вопроса лучше достигается совместными усилиями двух заинтересованных сторон. Вы делитесь своими соображениями о потребностях, отношениях, темпераменте близнецов и их поведении в домашних условиях. Работники школы со своей стороны сообщают имеющуюся у них информацию по поводу школьной жизни детей и о том, насколько она соответствует потребностям близнецов.
• Подтверждайте свою точку зрения мнением специалистов. Если ваших близнецов наблюдал психолог, педиатр или другой специалист по детскому развитию и политика школы противоречит его мнению, поставьте работников школы об этом в известность. Предоставьте школьной администрации письменное заключение или иное свидетельство специалиста, чтобы повлиять на политику школы по тому или иному вопросу.
• Предоставьте школе информацию, касающуюся близнецов и их обучения. Можно посоветовать родителям составить подборку материалов, подтверждающих вашу точку зрения по тому или иному вопросу. Например, многие учителя с удивлением узнают, что в широкомасштабных исследованиях не получено абсолютно никаких доказательств того, что раздельное обучение способствует интеллектуальному или эмоциональному развитию большинства близнецов.
• Всегда просите учителя индивидуально оценивать каждого из близнецов. Ваши близнецы заслуживают такого же индивидуального внимания учителя, как и все другие ученики.
Обучение близнецов: несколько слов для учителя
В связи с ростом числа близнецов и особыми социальными и психологическими условиями их развития, работники сферы образования и учреждения по их подготовке должны иметь в виду следующие моменты:
1. В школе нужно уважать тесную связь между близнецами, но в то же время создавать условия для развития уникальных способностей каждого. Важно знать основы психологии близнецов, особенно различий между однояйцовыми и разнояйцовыми близнецами. Осознание глубины связи между МЗ и некоторыми из ДЗ близнецов позволит более чутко реагировать на их потребности. Понимание того, что каждый из близнецов – уникальная личность (даже если они однояйцовые) поможет работникам школы выявить способности каждого и способствовать их развитию. Учителям нужно научиться отличать близнецов друг от друга, не прибегая к крайним мерам – требованиям надевать именные таблички, носить одежду разного цвета или делать разные прически. Детей нужно правильно называть по именам, а не просто «близнецами». Классные руководители должны знать сильные и слабые места в обучении каждого ребенка. Недопустимо открыто сравнивать близнецов между собой.
2. Школы должны придерживаться гибкой политики относительно распределения близнецов по классам в начале обучения. Беседы с родителями позволят лучше понять, что нужно сделать, чтобы пойти навстречу потребностям детей. При принятии решения о распределении близнецов по классам в начальной школе нельзя руководствоваться целью развития индивидуальности ребенка или соображениями удобства для учителя. Правильное решение имеет своей целью облегчение для ребенка отделения от родителей и соблизнеца, его социальное развитие и успехи в обучении. Это решение нужно ежегодно пересматривать, чтобы убедиться, что они все еще способствуют достижению первоначальной цели.
3. Если близнецы попадают в параллельные классы, учителям нужно придерживаться последовательного подхода к их обучению. Учителям, в классах у которых обучавсе для dleфильмы и сериалы онлайн hdавтоматический обмен webmoney на приват24android игры, приложения, инструкции, обзоры
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Главная страница | Регистрация | Добавить новость | Новое на сайте | Статистика | Форум Copyright © 2006-2015. Интернет-Портал Близнецы All Rights Reserved
Перепечатка материалов возможна только с обязательной ссылкой на сайт portal-bliznetsy.ru
{sys_info}