{sape}
Главная страница Регистрация Фотогалерея Форум интернет-портал Близнецы
Вход на сайт
Разделы портала
Вы можете сами добавить статьи в любую из этих категорий.
Клуб Родителей Близнецов
Доска объявлений
Вы можете добавить своё объявление в любой раздел.
Опрос на сайте
 

Опрос

Родители близнецов! Сколько Вами было потрачено на ведение беременности и роды?


 
 
Сайты для родителей
Реклама
Календарь

Популярные статьи

Архив новостей


Сайт работает под управлением CMS DataLife Engine




Яндекс цитирования





Интернет-Портал Близнецы создан, как место встречи родителей, которых можно по праву назвать самыми счастливыми людьми на свете. Когда-то, а для кого-то совсем недавно, прозвучали слова врача - А у Вас двойняшки!!! И всё сразу перевернулось в этом мире! Как быть? Что делать? Надеемся, что наш портал и Клуб Родителей Близнецов помогут справиться с навалившимися проблемами и вопросами. У нас Вы найдёте различные статьи по беременности, родам, здоровью, воспитанию наших детишек. Мало того, Вы можете сами добавить интересную информацию, чтобы с ней могли ознакомиться и другие посетители портала. Здесь есть форум для родителей, есть фотогалерея, в которую Вы сможете поместить фотографии своих любимых деток, есть "Доска объявлений", где можно будет купить или продать различные товары, необходимые для близнецов, а также ознакомиться с предлагаемыми услугами

”Психологические особенности близнецовой ситуации”

Автор: AdminPapa от 8 мая 2007
  • Нравится
  • 67
Введение.



Еще в античные времена философы интересовались таким явлением, как близнецовость. Гиппократ считал, что близнецы появляются в результате деления спермы на две части, и каждая из них попадает в одну из маточных труб. Демокрит, в свою очередь, высказал предположение, что близнецовость – результат избытка «семени», вещества, из которого образуется зародыш. Аристотеля придерживался иной точки зрения. Он полагал, что близнецы появляются благодаря расщеплению одного зачатка на два. Несмотря на ошибочность этих предположений, люди всегда пытались дать логическое объяснение появлению близнецов. Попытки понять это явление не прекращались и в последующие века. Особенно интерес к нему возрос в 70-е годы XIX в. На основании изучения 2-х зародышевых оболочек были выделены два типа близнецов – монозиготные – МЗ и дизиготные – ДЗ. МЗ близнецы развиваются из одной зиготы, которая в первых фазах деления образует две эмбриональные структуры, имеющие генетическую идентичность, а ДЗ - одновременно развиваются в двух разных зиготах и имеют лишь половину общих генов. Тогда же была определена ценность близнецового исследования, как метода генетики. Началом близнецовому методу послужила статья Ф. Гальтона (1873) ”History of Twins as a Criterion of the Relative Powers of Nature and Nurture” («История близнецов как критерий относительного влияния (силы) природы и воспитания»). Однако в подлинно научный метод изучение близнецов превратилось в 20-е годы нашего столетия, когда появилось обоснованное представление о двух типов близнецов и надежные способы диагностики зиготности (Равич-Щербо И.В.). Чтобы различать МЗ и ДЗ – близнецов, в 1924 году Г.Сименс разработал «метод сходства» для выявления того или иного типа близнецовости. Он сравнивал ряд наследственных признаков – цвет глаз, волос, отпечатки пальцев. Фершюр О. (немецкий исследователь) в 1934 году составил специальную таблицу, где сходство близнецов определялось по ряду признаков, таких как группа крови, факторы крови, цвет глаз, волос, цвет кожи, форма кожи, брови, форма носа, складки языка, форма губ, форма уха, капилляры кожи, веснушки, дактилоскопические узоры. У МЗ близнецов должны быть сходны не менее 15 признаков. Есть еще один тест на определение зиготности. У одного близнеца берут кусочки кожи и пересаживают соблизнецу. Если они монозиготные, то кусочки кожи приживются очень быстро, а если дизиготные, то чужеродные клетки кожи могут начать отторгаться. Сейчас подобную процедуру не используют, поскольку есть возможность оценить ДНК – «фингерпринты» - индивидуальные последовательности оснований ДНК, которые уникальны у каждого человека, а у МЗ близнецов одинаковые. Однако главная особенность близнецов не только в том, что они имеют 100 или 50 % общих генов, но и в том, что подобное сходство способствует их специфическому развитию.



1. Явление близнецовости.

1.1 Причины и особенности многоплодной беременности





Главная цель нашего исследования определить особенности близнецовой ситуации, которые влияют непосредственно на формирование личности близнецов и на специфику их психической жизни. Прежде, чем преступить к обсуждению данной проблемы, мы сначала рассмотрим явление близнецовости как таковое.

Итак, что способствует многоплодной беременности, и является ли она аномалией? Как правило, выделяют следующие причины:

1. Возраст матери (от 37 до 38 лет). Известно, что созревание яйцеклетки в яичнике стимулируется гормонами гипофиза. У женщины, находящейся в нормальном детородном возрасте созревающая яйцеклетка выделяет гормон, тормозящий развитие другой. Однако с возрастом гормональный аппарат действует не так слаженно, и происходит созревание двух и более яйцеклеток.

2. Число предшествовавших родов (имеются в виду - многоплодных), т.е. тенденция рожать близнецов. Здесь можно говорить не только о склонности женщины к многоплодию, но и о склонности мужчины к рождению близнецов. В книге Канаева И.И. «Близнецы и генетика» приводятся некоторые случаи наследственной предрасположенности к многоплодию. У одного мужчины первая жена рожала 4 раза по 4 ребенка, 7 раз по 3 и 16 раз по два ребенка. Когда он женился второй раз, то жена рожала 2 раза по 3 ребенка и 6 раз по 2 ребенка. Всего у него было 87 детей, из которых выжило 84. Другой мужчина в браке с первой женой имел 9 пар близнецов, а во втором браке дети рождались только по одному.

В качестве подтверждения данной тенденции можно взять одно обследование 4-х тысяч матерей из общины мормонов, которое показало, что если они сами были близнецами, то вероятность появления у них двойни — один шанс из 58. Те же, в родословной которых не было близнецов, имеют чуть более одного шанса из ста забеременеть двойней.

У женщины также больше шансов родить близнецов, если она забеременеет вскоре после того, как прекратит употребление противозачаточных таблеток, так как при этом вырабатывается в больших количествах гонадотропин — гормон, стимулирующий овуляцию. (”За рубежом”, №7(1440), 1988г.)

Кроме того, многоплодную беременность можно вызвать искусственным путем. Канаев И.И. упоминает о сыворотки крови жеребой кобылы (СЖК – по методу М.М.Завадского – 1963г.), которую вводили в организм стерильных женщин. Действие гонадотропного гормона позволяло вырабатывать яичнику яйцеклетки, и результатом подобного вмешательства являлось рождение близнецов.

Тенденция к рождению близнецов по некоторым данным различна и в разных странах.. Например, у представителей народности йоруба в Нигерии на долю близнецов приходится 3 процента рождений, тогда как у других представителей негроидной paсы — 1,7 процента, у европеоидной— 1 процент, у монголоидной—0,5 процента. Возможно, своим появлением на свет у народности йоруба близнецы обязаны местной разновидности ямса. Этот овощ, их основной продукт питания, содержит высокую концентрацию вещества, по своему химическому составу схожего с женским гормоном эстрогеном, который может стимулировать выработку других гормонов —гонадотропинов. В совокупности действие этих веществ, полагают, способствует выделению более чем одной яйцеклетки из яичника. (”За рубежом”, №7(1440), 1988г.)

Всего по статистике рождается 1 пара МЗ-близнецов на 250 новорожденных. ДЗ-близнецы рождаются в 2 раза чаще. Могут быть близнецы полуидентичные, когда деление клетки происходит до оплодотворения, поэтому дети имеют только половину общих генов – материнские. Бывают также ДЗ-близнецы от разных отцов. Если новая яйцеклетка отделяется после того, как первая уже успела за месяц развиться в эмбрион, то вторая может быть оплодотворена во время следующего полового акта. В сущности, это сводные дети, так как у них одна мать и разные отцы.

Существует еще интересный феномен, который был назван ”синдромом исчезающего близнеца”. (”Ньюс уик”, Нью-Йорк.) Обследование, проведенное при помощи ультразвука, показывает, что к пятому месяцу беременности в 70 процентах случаев от двух эмбрионов остается только один. По-видимому, многие ”одиночные” дети зарождаются как близнецы. Это может подтвердить предположение, что смутная тоска по некоему ”двойнику”, которую испытывают многие дети, имеет под собой определенную биологическую основу. Доктор Луис Кейт, гинеколог из Чикаго, считает, что двойное зачатие имеет место не менее чем в 20 процентах случаев, а вовсе не в 1 из 90, как о том можно судить по статистике рождаемости.

Эмбрион может исчезнуть в двух случаях:

- плацента поглощается организмом матери. Это никак не сказывается на выжившем близнеце.

- сам эмбрион может также ”поглотить” своего собрата, сохраняя в себе останки погибшего близнеца еще в течение долгих лет после рождения. Именно это произошло с одним молодым человеком, который жаловался на мучительные головные боли. В 21 год, врачи сделали ему операцию, обнаружив некоторое количество костей, кожи и волос эмбриона - останки неродившегося близнеца. У других людей находили кисты, содержавшие рудиментарные зубы, волосы или конечности – вероятно, останки невыжившего близнеца. (”За рубежом”, №7(1440), 1988г.)

В любом случае, близнецовость считается аномалией, поэтому женщин, ожидающих близнецов, берут под контроль еще на ранних сроках беременности. Не часто, но иногда бывает, что рождаются сросшиеся близнецы. В качестве примера сросшихся близнецов Канаев И.И. приводит «богемских сестер» Бражек – Розу и Иозефу (1878 – 1922 гг.), которые были соединены в области таза и имели частично общие внутренние органы.

К сожалению, книг по вопросам близнецовости в России мало. К слову сказать, в США к услугам родителей «двойняшек» много источников информации. Национальная организация клубов матерей близнецов в Альбукерке, штат Нью-Мексико, бесплатно распространяет брошюры с рекомендациями по их воспитанию. Родители могут также обратиться за консультацией в одно из 300 отделений этой организации. Агентство ”Твинлайн” в Беркли, Калифорния, предлагает советы по уходу за близнецами. Журнал ”Твинз” публикует много статей по проблемам, связанным с развитием близнецов. Иногда весьма ценные советы дают родители и сами близнецы.

У нас же женщины не всегда четко представляют, что их ждет. Только недавно появились отдельные инернет-сайты, которые, к сожалению, доступны не всем. Многие будущие мамы близнецов остаются в неизвестности относительно рождения и воспитание своих детей, что в последствие может привести к тревоге, стрессу и даже депрессии. Ожидание ребенка уже волнующее событие, но, когда одновременно развиваются два и более ребенка – это сопряжено с определенным риском, как для матери, так и для детей. Именно в этот период ей необходима поддержка близких людей. В книге Сергиенко Е.А. с соавторами («Развитие близнецов и особенности из воспитания», М. – 1994) выделены три основные проблемы, связанные с ожиданием, рождением и воспитанием близнецов:

1. Биологический риск многоплодной беременности.

2. Психологические особенности развития близнецов.

3. Индивидуальные особенности близнецов.

Биологический риск многоплодной беременности может возникнуть не только из-за самого факта близнецовости (особенности плацентарного обеспечения, ограниченность движения и т.д), но и из-за эмоционального состояния матери, которая передает свою тревогу и страхи еще не родившимся детям, формируя у них негативный фон развития.

Рождение близнецов, как уже было отмечено, сопряжено с немалым риском. Те данные, что представлены в книгах, не всегда могут обнадежить родителей близнецов, скорее наоборот. Некоторые авторы пишут, что, например, МЗ-близнецовость – пограничное состояние между нормой и паталогией, а явление близнецовости – это фактор неправильного развития мозга. Трудности внутриутробной жизни и роды оказывают неблагоприятное влияние на развитие нервной системы МЗ и ДЗ – близнецов.









1.2. Особенности близнецовости.





В период родов проблема может заключаться, во-первых, в недоношенности и асфиксии плода. Во-вторых, во внутриутробном положении детей. Один близнец может выходить нормально – головой, лицом вниз. Но, если у другого наблюдается ягодичное предлежание (когда ребенок рождается ягодицами вперед) или поперечное положение (когда у него неправильное положение в матке), то процесс родов затрудняется. Иногда приходится прибегать к хирургическому вмешательству. В-третьих, близнецы, рожденные первыми, как правило, крупнее и более жизнеспособны, а вторые – слабее. Однако Ю.Е.Лукоянов (Б.А. Никитюк Б.А., «Генетические исследования развития человека на основе изучения близнецовых пар», М. - 1974) ссылаясь на авторитетных исследователей, писал, что близнецы, рожденные первыми, часто имеют различные неврологические патологии и предрасположенность к умственной отсталости, поскольку они идут по неподготовленным родовым путям. С другой стороны, одиночнорожденные дети не меньше рискуют получить природовую травму. И существует одно обстоятельство, которое позволяет снизить вероятность получения при родах травмы. Нельзя забывать, что близнецы по весу и по росту отличаются от одиночнорожденных. Обычно они очень маленькие, что облегчает роды, но и налагает отпечаток на их дальнейшее развитие. Близнецы позже сидят, ходят, у них запаздывают улыбки, акт хватания игрушки (идет прямая корреляция между небольшим весом и показателями физического и психического развития). У них в дальнейшем могут развиться различные невротические реакции с последующими трудностями в обучении, гипердинамический или гиподинамический синдромы и т.д. Хотя все авторы работ о близнецах утверждают, что все эти факты не фатальные, и правильное воспитание позволит компенсировать факторы биологического риска.

В саму специфику психического развития близнецов входит 2 основных фактора: отношение окружающих (родителей) к близнецам и отношение близнецов между собой. Отношение окружающих выражается в подчеркивании сходства близнецов и стремлении к их индивидуализации. Постоянное общение близнецов друг с другом способствует специфическому формированию их самосознания, и возникает взаимозависимость на фоне складывающихся отношений «лидер – ведомый». Факт доминирования наблюдается и у МЗ близнецов, и у ДЗ, но у ДЗ – близнецов больше, в то время как у МЗ чаще встречается чередующаяся доминантность. Основными факторами доминирования одного близнеца над другим является не только биологические особенности каждого из них (рост, вес при рождении, внутриутробное положение), но и физическая среда, школьная успеваемость. Сергиенко Е.А. с соавторами говорит о неодинаковом влиянии данных факторов на МЗ и ДЗ близнецов. У МЗ – больше внимания при распределении ролей внутри пары уделяется школьной успеваемости и физической силе, а у ДЗ играет роль порядок рождения и рост/вес при рождении. Разнополые ДЗ занимают промежуточное положение между перечисленными парами. (стр. 36, Сергиенко Е.А. и др. «Развитие близнецов и особенности их воспитания»). Определенные средовые условия могут увеличивать или уменьшать внутрипарное сходство показателей МЗ и ДЗ близнецов по изучаемому признаку. Однако средовые условия развития МЗ и ДЗ не влияют на их внутрипарное сходство по психологическим характеристикам, которое будет определяться реальной зиготностью, а не воспринимаемой. Это относится к неправильному определению зиготности, где МЗ близнецы все равно будут более похожи, чем ДЗ. А.Гезелл также сомневался в том, что под влиянием внешней среды могут измениться такие основные черты, как, например, черты темперамента. Воспитание и наследственность может иметь ощутимое влияние на личность без того, чтобы происходили глубокие изменения ее структуры. Например, у ДЗ близнецов с рождения существует разница в аффективных установках: склонность к плачу, способность успокоиться, готовность улыбнуться и т.д. Бумсма Д., Ван Баал К. («Лонгитюдное генетическое исследование показателей IQ у близнецов 5-7 лет» № 4, 1997 год «Вопросы психологии») предположили, что, генетические различия между детьми в младенчестве происходят вследствие функциональных различий из-за ограниченных возможностей переработки информации и сильнее проявляются по мере взросления ребенка.

Здесь можно отметить эффект тренировки, который увеличивает несходство близнецов. Подобные исследования хорошо проводить на МЗ близнецах, у которых тип и темп созревания, определяемый в раннем детстве генетической программой, одинаков. Но в работах Гезелла также показано, что разница, например, в речевом развитии, стимулированном тренировкой в возрасте 1.5 – 2 лет, стерлась в течение трех месяцев.

Различия близнецов в основном определяются тремя факторами (Семенов В.В, Кочубей Б, «Близнецы: проблема воспитания и развития», М. 1985): качеством кровоснабжения во внутриутробном периоде, весе при рождении и порядке рождении. Несмотря на то, что близнецовая ситуация увеличивает внутрипарное сходство близнецов, у них отмечаются различия морфологической и двигательной неидентичности и индивидуальный темп созревания (Сергиенко и др.). С другой стороны некоторые авторы считает, что в генах имеются своего рода ”встроенные часы”, которые активизируют развитие в различные переломные моменты жизни.

В частности этого мнения придерживается Луиджи Джедда, директор римского Института имени Грегора Менделя по изучению проблем близнецов. Он заметил, что лечить монозиготных близнецов нужно одновременно, так как, если в зубе у одного имеется полость, то у другого она скоро образуется там же.

Сама социальная ситуация близнецов включает в себя не только факторы, одинаковые для близнецовых пар любой зиготности, но есть 3 фактора, которые анализируются преимущественно в отношении МЗ близнецов. Это сходство за счет их генотипа, сходство за счет среды и несходство в результате принятия определенной роли внутри пары. Заззо сюда же добавляет средовую переменную – специфическую близнецовую ситуацию, влияющую на психическое развитие близнецов.









2. Роль близнецовой ситуации в развитии близнецов.





«Близнецовая ситуация» является центральной «психологической» причиной постнатального развития близнецов. Она играет одну из важных ролей в эмоциональном, когнитивном, личностном и социальном развитии близнецов. А.Р.Лурия называет это явление «своеобразной формой жизни в паре». Ее специфика, по словам Заззо, в том, что близнецы ощущают себя скорее членами пары, чем отдельными личностями. (И.В.Равич-Щербо и др. «Психогенетика», М. – 1999).

Подобные тесные узы могут иметь как позитивные, так и негативные последствия. Психологи пытаются найти ту грань, за которой близость переходит в патологию. Например, в газете ”Ньюс уик”, Нью-Йорк, пишут о двух сестер Джун и Дженнифер Гиббон, которые как только научились говорить, стали мало общались с окружающими, если не считать редких фраз, оброненных родителям. Со временем сестры стали разговаривать только друг с другом. В их родном городе Хаверфордуэсте, Уэльс, за ними закрепилась репутация замкнутых личностей. Они придумали свой собственный язык, который, кроме них, никто не понимал. Дженнифер очень ревниво относилась к Джун, считая, что ее больше любят родители. Она даже заставила сестру принять обет молчания. Дженнифер, казалось, командовала сестрой, глазами давая ей понять, когда можно говорить и как поступать. Правда, выяснилось, что нелюдимые сестры Гиббон говорили между собой на обычном английском языке, но быстро и с непривычными ударениями.

В то же время, они вели дневник. Джун даже написала роман, который впоследствии был издан. Тем не менее, они всегда возражали против того, чтобы каждую из них воспринимали как самостоятельную личность. Это является той проблемой, которую рассматривают психологи различных стран. Опасность развития детей как одного целого, отмечает и Адель Фейбер, автор книги ”Близнецы без соперничества”. Соперничество наблюдалось у лидирующей сестры Гиббон, которое выразилось в несколько извращенной форме. Конечно, элемент соперничества между близнецами исключить сложно, но если активно поощрять у них различные интересы, то ”конкуренции” будет меньше, чем в случае, когда родители стараются, чтобы дети занимались одним и тем же.

Близнецовые ситуации создают и другие трудности для близнецов. В газете ”Ньюс уик”, Нью-Йорк, пишут, что близнецам, интуитивно чувствующим все нюансы душевного состояния друг друга, часто бывает сложно ”адекватно выразить свои мысли и чувства при помощи слов”. Об этом говорит одна из авторов вышедшей в 1983 году книги ”Близнецы: проблемы личности” Барбара Шейв (США). Правда, там же отмечает, что в некоторых отношениях близнецам легче, чем обычным детям. Их тесная близость привлекает других сверстников, поэтому они легко заводят новые знакомства. Одной из причин этого, по мнению Кея Кэссила, президента Фонда близнецов в Провиденсе, Род-Айленд, является то, что с ранних лет у них развито чувство сопереживания, которое они переносят и на отношения со своими друзьями. (”За рубежом”, №7(1440), 1988г.) Хотя наши психологи придерживаются противоположной точки зрения. Они считают, что близнецы, наоборот имеют тенденцию замыкаться друг на друге и «блокироваться» против окружающего их мира.

Одним из частых и основных проявлений близнецовой ситуации является задержка речевого развития и различные речевые аномалии, к которым относится и, так называемая, криптофазия – собственный интимный язык близнецов, что было у вышеупомянутых сестер Гиббон. Если у одиночнорожденного ребенка осмысленные слова появляются к концу первого года или к началу второго, то у близнецов происходит отставание в произнесении связанных предложений, более чем на 2,5 года. У МЗ близнецов эта задержка чаще, чем у ДЗ. Семенов В. с соавторами видит главную причину сильного отставания речевого развития близнецов в том, что своеобразная форма жизни в паре не создала объективной необходимости развития речи как важнейшего средства общения. Отставание в речи МЗ близнецов не дефект природы, а замкнутость пары в себе – «близнецовая ситуация» (А.Р.Лурия). В дальнейшем отставание в развитии речи влечет за собой недоразвитие и всех видов психической деятельности. Медленное пополнение запаса слов сочетается с малой общительностью, застенчивостью и боязнью.

Благодаря специальным тестам было выявлено, что действительно одной из основных причин задержки речевого и интеллектуального развития близнецов является близнецовая ситуация. Результаты исследования показали, что средняя оценка близнецовых пар по тестам меньше, чем у одиночнорожденных, но, если близнецы потеряли соблизнеца в раннем детстве, то их средняя оценка была близка к средней оценке неблизнецов.

Переходным этапом к овладению социализированной речью является автономная речь. Слова автономной речи не совпадают по своему значению со словами «взрослых», и она связана с эмоциональным состоянием ребенка относительно конкретной ситуации. Однако у близнецов подобная речь сопровождается эмоциональными реакциями по отношению к определенной ситуации, но понятной только им. Такое появление и развитие автономной речи, по словам Семенова В.В. и Кочубея Б.И., связано с крайней «самодостаточностью», замкнутостью близнецов и при отсутствии правильного воспитания со стороны родителей. Кроме этого, как отмечает французский психолог Заззо, у близнецов редко наблюдается эгоцентрическая речь, отсутствует монолог. Тогда как эгоцентризм – важный этап в развитии логического мышления ребенка. В связи с этим идет не только задержка и своеобразие развития познавательной сферы у близнецов, но и недоразвитие социальности (стр. 34).

Однако в дошкольном возрасте случаи автономной речи редки. К этому периоду близнецы, как правило, уже овладевают полноценной социализированной речью. Тем не менее, они по сравнению с одиночнорожденными детьми чаще пользуются услугами логопедов и невропатологов.

В школьном возрасте, у близнецов возникают проблемы, связанные с нарушением в социальной адаптации. В школе они должны приобрести психологическую и физическую автономию не только по отношению к родителям, что является проблемой всех детей, но и по отношению к друг другу. (стр. 66) В связи с этим близнецы хуже учатся на протяжении первых лет обучения в школе, но затем происходит качественный сдвиг в лучшую сторону: к 13 – 15 годам у ДЗ близнецов и к 16 – 18 годам у МЗ. Семенов В.В. также говорит о том, что у МЗ близнецов есть тенденция получать одинаковые оценки. В то время как у ДЗ такой тенденции нет. Кроме того, у близнецов наступает очень быстрая утомляемость, которая сопровождается снижением внимания и общей работоспособности. Это и ведет к дальнейшей неуспеваемости.

В подростковом возрасте проблемы со школьным обучением могут уже отойти на задний план, так как этот возраст является критическим периодом во взаимоотношении внутри пары. В связи с характерным изменением отношения к самому себе и окружающим у каждого члена близнецовой пары появляется потребность осознать себя как личность, обладающей определенными качествами, отличными от качеств других людей, в том числе и со-близнеца. В паре возникает тенденция подчеркнуть свои различия: драки, разная одежда, отчуждение друг от друга. Однако у МЗ близнецов остается взаимозависимость, которая лишь подчеркивается внезапной разлукой. К 18 – 20 годам члены МЗ пар вновь стремятся к некому объединению. ДЗ близнецы, в свою очередь, могут в подростковый период отдалиться друг от друга, и связи в дальнейшем станут ослабевать.

Говоря о ДЗ близнецах, особое внимание следует уделить разнополым близнецовым парам, которые чаще всего состоят из мальчика и девочки. Возможны и другие варианты, как, например, появление трех близнецов, из которых двое - монозиготные девочки, а третий - их брат - из другой яйцеклетки. Разнополые близнецы похожи на просто брата и сестру, растущих в одной семье. Однако они имеют свои специфические особенности, вызванные близнецовостью.

Поскольку разнополые близнецы – дизиготные, то у них от 40 до 60% общих генов, как у обычных братьев и сестер. Внешне они могут быть как похожи, так и различаться. Они вместе развиваются внутриутробно, рождаются в один день, вместе растут после рождения, проводят друг с другом много времени и оказывают сильное влияние друг на друга.

Есть мнение, что у женского плода в период внутриутробного развития отмечается повышенный уровень тестостерона в крови и амиатической жидкости. У такой женщины впоследствии агрессивный характер, и сексуальное поведение менее ориентировано на мужчин. Мужской эмбрион рядом с женским имеет высокий уровень эстрадиола (женского гормона). Отсюда следует, что, если ДЗ разного пола, то женский эмбрион имеет повышенную концентрацию тестостерона, и у девочек более маскулизированное поведение. У мужского эмбриона в этом случае повышенный уровень экстрадиола и, следовательно, происходит феминизация мальчика. Однако это мнение не имеет твердого подтверждения, поскольку очень часто наблюдаются и противоположные тенденции.

В одной статье, авторами которой являются Н.М.Зырянова и С.Д.Пьянкова, говорится, что по характеру разнополые близнецы бывают даже более похожими друг на друга, чем однополые ДЗ близнецы. Причиной может служить то, что однополые близнецы, как правило, стремятся подчеркивать и свои различия, и свое сходство. Но разнополым близнецам нет смысла специально подчеркивать различия. Их специфичность в том, что они как бы учатся друг у друга - мальчик от девочки перенимает способность быть более мягким и нежным, а девочка учится у мальчика быть более смелой, решительной, сильной. Общая семейная атмосфера, общие интересы, занятия, одни и те же друзья - все это сближает и объединяет партнеров по близнецовой паре. Кроме того, разнополые близнецы развиваются не синхронно, их физическое и психическое развитие протекает по-разному. Например, разнополые близнецы начинают говорить раньше однополых, но при этом мальчики овладевают сложностями и тонкостями человеческой речи немного позже девочек. Более раннее речевое развитие девочек - общая закономерность. Причина - как опережающее формирование речи, так и стремление подражать маме, другим взрослым, играть их роли и выполнять их функции.

Помимо прочего, разнополые близнецы - мальчики и девочки, - в сравнении с однополыми больше различаются по успеваемости в школе, по интересам (мальчикам присущи более "мужские" интересы, девочкам - "женские"), они чаще имеют разный круг общения, разных друзей. Особенно сильно различия в физиологии и психологии разнополых близнецов дают себя знать в подростковом возрасте. У мальчиков и девочек пубертатный период и период взросления, связанный с мощной гормональной перестройкой и психологическими изменениями личности, наступает в разное время. В это время близнецы могут отдалиться друг от друга, могут разгореться конфликты. Хорошие отношения восстанавливаются, для этого, по мнению Зыряновой и Пьянковой, нужно лишь поддерживать подростков в это трудное переходное время.

Близнецы много времени проводят друг с другом, и это сказывается на формировании их личности. Внутри разнополой близнецовой пары складываются своеобразные взаимоотношения. Обычно это довольно теплые, гармоничные отношения привязанности и любви, которые удовлетворяют и самих близнецов, и их родителей. Но иногда могут возникать проблемы, которые вызывают беспокойство. Возможно, что девочка сильно привязана к своему брату-близнецу. Без него она скучает и не может ничего делать в его отсутствие. Может сложиться и обратная ситуация: более развитая девочка лучше сходится с людьми, нежели ее брат-близнец. С ней с удовольствием играют и девочки и мальчики, в то время как ее брата не принимают в игры. Он расстраивается и обижается, чувствует себя несчастным и никому не нужным. Такие отношения зависимости, по словам Зыряновой и Пьянковой, могут мешать становлению автономной, самодостаточной личности.

Поскольку девочки созревают раньше, они раньше вступают в подростковый возраст, когда, как известно, особое место занимает потребность в общении. В этом возрасте приходит первая влюбленность, и девочка начинает дружить с мальчиками более старшего возраста. Ее брат остается один, так как у него, по ее мнению, еще детские интересы. Девочка стремится изолироваться от брата, она хочет иметь свою комнату, свои вещи, которые брату не разрешается трогать, свои тайны. В результате брат-близнец начинает болезненно переживать такое изменение отношений с сестрой. Он чувствует себя неуверенным, маленьким, отверженным, не таким мужественным, как мальчики, с которыми дружит его сестра.

Еще одним источником сложностей, по мнению Н.М.Зыряновой и С.Д.Пьянковой, могут быть старшие дети в семье близнецов. Иногда один из членов разнополой близнецовой пары больше дружит со старшим братом или сестрой, чем со своим со-близнецом. Чаще всего дети объединяются по половому признаку - девочка с девочкой, мальчик с мальчиком. В такой ситуации второй близнец может стать ближе родителям или почувствовать себя одиноким и изолированным.

В разнополых близнецовых парах порядок рождения (кто первым родился, тот и старше) не играет решающей роли. Авторы различных книг по близнецам сходятся во мнении, что чаще всего в этих парах доминирует девочка. Это объясняется разными причинами. Девочки быстрее развиваются, раньше становятся самостоятельными. У них почти всегда складываются хорошие, дружеские отношения с отцом и матерью. Кроме того, они сами стремятся выступать в отношении своего брата-близнеца в качестве старшей сестры - опекать его, помогать ему во всем. Хотя в ряде случаев Н.МЗырянова и С.Д.Пьянкова выделяют такие факторы, как рост, вес, темп развития близнецов, которые изменяют ситуацию, и девочка может утратить свою лидирующую позицию. Тогда мальчик становится доминирующим в близнецовой паре.

Но в целом, именно от родителей зависит, какие отношения складываются между членами разнополой близнецовой пары. Считается, что из мальчиков вырастают хорошие мужья, нежные, понимающие, мягкие, которых очень ценят жен. А девочки, имеющие брата-близнеца, становятся хорошими женами, которые понимают психологию мужчины, умеют помочь ему в трудную минуту. (Н.М. Зырянова, С.Д. Пьянкова).

Итак, определив специфику развития близнецов, необходимо вернуться к главной проблеме, рассматриваемой в этой работе, а именно к психологическим особенностям близнецовой ситуации.

Сделав анализ нескольких работ, посвященных развитию и воспитанию близнецов, для начала можно выделить основные положения близнецовости, которую Заззо, охарактеризовал, как «близнецовую ситуацию» двух младенцев, возникшую в силу их природы и существующей с утробной жизни:

1. У близнецов обычно при рождении маленький рост и вес. Это связано с их недоношенностью. При этом у них достаточно много возможностей компенсировать все неблагоприятные последствия.

2. Отмечается особое родительское отношение: явное подчеркивание сходства или различий у близнецов, а также раннее их «разделение» между родителями (отец уделяет внимание более сильному, мать – более слабому).

3. Постоянный контакт друг с другом влияет на развитие личности и самосознания близнецов, в частности на способность сопереживать (в большей степени у МЗ). Подобное сопереживание или эмпатия может носить некий мистический оттенок. В зарубежной прессе упоминается такое явление, как экстрасенсорное восприятие (ЭСВ).

Некоторые психологи считают, что явления ЭСВ, возможно, не более чем совпадения, поскольку близнецы думают друг о друге чаще, чем ”одиночки”. Другие же утверждают, что в мозгу имеются своего рода ”окна”. Поскольку близнецы лучше знают мысли друг друга, они чаще оставляют эти ”окна” открытыми.

4. В младенчестве, имея живую модель себя, близнецы, играют друг с другом как с зеркалом, что в дальнейшем ведет к трудности осознания собственного «Я» («эффект пары»):

- частые смешения местоимений «Мы» и «Я»;

- трудности в узнавании себя в зеркале и на фотографии;

- сложности в различении своего имени.

Могут возникнуть трудности с разграничением собственной личности и личности со-близнеца, что в дальнейшем приводит к недоразвитию некоторых черт личности у каждого, что делает их чрезвычайно зависимыми друг от друга (односторонность развития). В случае такой сильной зависимости близнецы практически не могут существовать друг без друга, что влечет за собой и трудности с выбором брачного партнера.

5. Особые взаимоотношения внутри пары выражены принятием одним из близнецов роли «лидера» и другим – роли «ведомого». Факту доминирования одного близнеца над другим способствуют не только их биологические особенности, но и разное отношение к родителям (идентификация с отцом или с матерью).

6. Психологическое сходство возникает в результате навязанной со стороны окружающих установки «быть во всем похожими», а также за счет общего жизненного и эмоционального опыта.

7. У близнецов часто устанавливается триада с матерью, что также может привести к задержке речи и трудности с чтением.

8. Может произойти задержка речи и/или формирование собственного интимного языка, что способствует отставанию в развитии социализированной речи, активного словаря, в продолжительности общения и в развитии различных интеллектуальных функций, в частности вербального интеллекта (аналогия, классификация, обобщение и объем словаря). Задержка интеллектуального развития коррелирует с биоэлектрической активностью мозга, где преобладание медленных ритмов - D и q - ведет к проблеме регуляции внимания, восприятия и т.д.

9. Близнецы могут «блокироваться» против окружающих в незнакомом коллективе, усиливая негативное влияние близнецовой ситуации. Замкнутость пары препятствует установлению широких социальных контактов с окружающими.

10. В среднем МЗ и ДЗ близнецы учатся хуже своих сверстников на протяжении первых лет обучения в школе.

Причиной неуспеваемости является не только отсталость физического развития, но и особенности их психического развития. В старших классах успеваемость у близнецов улучшается.

11. Часто происходит кризис пары в подростковом возрасте, когда близнецы пытаются подчеркнуть свою индивидуальность. Возникает сильное соперничество.

12. Отмечается повышенная агрессивность у близнецов, в частности у МЗ, где их конфликтность относят к трудности контроля поведения. Их агрессивные реакции происходят как разрядка высокого напряжения. Становление у них социально приемлемых форм зависит от воспитания и от возможностей внутренней регуляции.

Кроме фактов, свидетельствующих о задержке психического развития у близнецов, существуют данные, говорящие и об их одаренности (Канаев И.И. - ученые Огюст (физик) и Жан Пикаров (химик), Вольф и Вилли Хейнцы – дирижеры). Достаточно смелую гипотезу выдвинули («Вопросы психологии» № 5 , 2000 год – «Межполушарная ассиметрия мозга, интеллектуальная одаренность и близнецы».) АН.А.Фингелькурц, АА.А.Фингелькурц. Однако эта гипотеза, по их словам, относительна, поэтому необходимы специальные исследования.

Гипотеза: МЗ близнецы – мальчики, вследствие специфики своего пренатального развития (повышенная концентрация тестостерона), рождаются с биологической базой повышенного интеллекта.

Однако феноменологически одаренность МЗ не наблюдается в результате неблагоприятных социально-психологических условий их раннего потстнатального развития, которые гиперкомпенсирует полученную во время эмбрионального развития потенциальную основу повышенного интеллекта.

Близнецы-мальчики во время пренатального развития испытывают повышенное воздействие мужского полового гормона (тестостерона), что ведет к более сложному развитию правого полушария, которое становится доминантным. По словам авторов, повышенная вовлекаемость правого полушария в текущий информационный процесс является характерным признаком чрезвычайно высокого интеллекта.

Поэтому известные талантливые люди (мужчины) могли быть зачаты и какое-то время развиваться как близнецы, у которых уже существует биологическая база одаренности. В своих исследованиях авторы замечают, что одаренные люди – преимущественно левши, которых в процентном соотношении больше среди близнецов, нежели среди одиночнорожденных, поскольку «Левша» - близнец более жизнеспособный и рождается обычно первыми.

Однако увеличение тестострона увеличивает интеллект, и при этом повышается риск имунных заболеваний и миопии (близорукость), а также предрасположенность к депрессивным состояниям.

Возвращаясь к перечисленным положениям, нельзя четко сказать, передаются ли эти особенности по наследству, либо на них влияет среда. Возможно, некоторые особенности близнецовой ситуации при детальном рассмотрении окажутся не столь специфичны, и их можно будет обнаружить у простых сиблингов, например, у погодок (дети с разницей в возрасте в 1 – 1,5 года).





3. Влияние наследственности и среды на сходство близнецов.





Для разведения наследственных и средовых факторов незаменимым является метод разлученных близнецов. Всеобщее удивление вызывает поразительное сходство в поступках близнецов, даже живущих далеко друг от друга. Живущие порознь близнецы дают ключ к пониманию этих загадок. Так как они обладают набором одних в тех же генов, то помогают ученым определить относительное влияние наследственности и окружающей среды на развитие различных черт характера. (”Ньюс уик”, Нью-Йорк.)

Susan L. Farber в работе «Идентичные близнецы, выросшие раздельно» (Identical Twins Reared apart) пишет о том, что внешность, голос, жесты, начало менструального цикла и менопауза – все это в большей степени обусловлено наследственностью. Поэтому у МЗ близнецов схожая восприимчивость к различным заболеваниям и нарушениям, таких как зубной кариес, кардио-васкулярные болезни, психозы, мускольно-скелетные нарушения. Возможно, что даже если специфические расстройства не обнаруживаются, то существует система, в которой это происходит. Подобным расстройствам может подвергаться в равной степени и психологическая система и соматическая. Некоторые симптомы, которые проявляются не так часто и с высокой дисконкордантностью, как например, энурез при ночном сне, могут происходить на врожденной, если не генетической основе. Большинство близнецов одинаково смеются, имеют одинаковые симптомы, курят одинаковое количество сигарет, выбирают одинаковые творческие занятия и иногда женятся одинаковое количество раз, кусают ногти, делают похожие гримасы, смеются и даже имеют похожие невротические симптомы, как, например, истерические проявления. Фарбер считает, что одинаковые показатели настроения, лабильности и предполагаемые сходства в показателях тревожности также заслуживают внимания.

Специалисты пытаются выяснить, как влияет на психологию близнеца сознание того, что он является лишь половиной биологической пары.

То, что близнецы гордятся своим сходством, говорит их активная деятельность в данном направлении. Они издают свой журнал, который называется ”Твинз” — ”Близнецы”, — и каждое лето проводят фестиваль в Твинзберге (что в переводе означает ”Город близнецов”), штат Огайо. На одной такой встрече в Твинзберге - в августе 1987 года более 1300 пар близнецов со всего мира ходили в майках с надписью ”Двойное очарование” и участвовали в соревнованиях на звание наиболее и наименее похожих.

Но при всей явной схожести близнецов можно заметить и влияние семьи. Оно заметно в установках, в ценностях, выборе знакомых, в проявлении отдельных видов неврозов. Культурные влияния преобразуются социальными и семейными установками и проявляются в личностных чертах (эмоциональная экспрессивность, алкоголизм и т.д.). Все указывает на предопределенное влияние семьи или культуры в установках и психологических чертах, особенно в чертах, которые прямо идут от соматических проблем.

Существует специальные тесты, которые также позволяют различить последствия семейного или наследственного влияния, а именно, личностные тесты, где МЗ близнецы проявляют больше сходства. С помощью многофакторного опросника были обнаружены некоторые схожие по уровню выраженности черты. Это чувство собственного благополучия, социальная активность, реакция на стресс, отчуждение, агрессия, сдержанность/осторожность, погруженность в себя/богатство воображения, кроме того, схожими оказались коэффициенты интеллекта и показатели электроэнцефалограммы. Меньшее сходство обнаружилось в трудолюбии, социальной близости (интимности общения). У ДЗ близнецов, независимо от того вместе или врозь они воспитывались, во всех представленных чертах отмечалось меньшее сходство. (133, Грэйс Крайг «Психология развития, С.-П., 2000).

Другие исследования показали, что 61 процент способностей человека к роли лидера передается с генами, а также развитое воображение, подверженность стрессам, склонность к одиночеству и чувство самосохранения наследуется на 50—60 процентов. Но в формировании других черт по некоторым данным решающую роль играет окружающая среда. Здесь агрессивность, целеустремленность, общительность и ряд других качеств в значительной степени определялись воспитанием, а на долю генетической составляющей приходилось лишь 33—48 процентов.

Интересно, что и ”застенчивость — качество, передающееся по наследству” (Роберт Пломин из университета штата Пенсильвания).

Надо сказать, что генетически определенные свойства вовсе не неизменны. Например, фенилкетонурия может быть вылечена путем внешнего воздействия. То же самое происходит и с ростом, который можно изменить при определенном питании, или он изменяется в результате умственных стрессов и эмоциональных нарушений. Другим доказательством нашей не полной зависимости от генов является, описываемый в газете ”Ньюс уик”, Нью-Йорк, тот факт, что МЗ - близнецы не обязательно идентичны и в своем поведении. Женщина, которая находилась под наблюдением, была разлучена со своей МЗ - сестрой в момент рождения. Впоследствии она стала профессиональной пианисткой, хотя ее приемная семья была весьма далека от музыки. Сестра же была удочерена преподавателем музыки, но она не может воспроизвести даже простую мелодию.

Отсюда можно сделать вывод, что любой признак или свойство организма зависит не отдельно от генотипа или среды, в который организм живет, а от их взаимодействия.

Были проведены также лонгитюдные исследования близнецовых выборок, которые заполнили Калифорнийский Психологический Опросник (CPI) и MMPI сначала в 6 лет, а затем в 28 лет (Dworkin, Burke, Maher, & Gottesman, 1976, 1977). Эти близнецы росли вместе. Результаты показали, что изменения на уровне черт (личностный подъем) и для CPI, и для MMPI в период между отрочеством и зрелостью, проходили под влиянием генетического сходства. Эти генетические факторы проявляются не только в выраженности черт обоих возрастов, но еще и в процессе личностного изменения во времени. Например, даже когда оценки темперамента в 6, 12, 18, 24 и 30 месяцев жизни показывают низкую и среднюю устойчивость, анализ пар обнаруживает то, что монозиготные близнецы имели большую возможность одновременно измениться, чем дизиготные (Matheny, 1980,1983, 1989). Раннее исследование одинаковой адаптационной возможности показало, что монозиготные близнецовые пары более конкордантны, нежели дизиготные, и во времени, и в области подъема и спада умственной активности (Wilson, 1983).

В формировании страхов и различного рода ”фобий” также важную роль играют гены. При обследовании 15 пар разлученных монозиготных близнецов группа из Миннесоты обнаружила три пары близнецов с многочисленными ”фобиями”. Одна пара, например, боялась высоты и воды, страдала клаустрофобией. Другие пары испытывали страх одиночества. Вероятно, по мнению ученых, в ходе эволюции природа остановила свой выбор на генах страха, так как они давали возможность выжить первым человеческим существам в условиях враждебной среды.

Исследователи Роуз (Rose) и Дитто (Ditto)(1983) обнаружили, что монозиготные близнецы с возрастом становятся более похожими в страхе смерти кого-то близкого или собственной смерти, тогда как у дизиготных близнецов обратная тенденция.

Согласно одной из теорий, «генетический аппарат человека влияет на выбор им социальной среды, которая, в свою очередь, формирует его личность». В то же время, гены влияют на человеческую восприимчивость к окружению. Возможно, существует один набор генов, делающий человека особенно восприимчивым к воздействию окружающей среды.

Таким образом, генетическое влияние на индивидуальное развитие поведения может быть значительным, но факторы среды играют не менее важную роль. По словам Лоелина и Николса: общий опыт влияет на личностное развитие, но «релевантный опыт» настолько особенный в отношении каждого члена семьи, что это позволяет формировать как сходства, так и различия между сиблингами. Проведенное ими исследование свидетельствует, что особый опыт, уникальный для данного близнеца, способен создать поведенческие различия внутри МЗ пары. Однако не всегда можно выявить тот опыт, который влияет на развитие своеобразной индивидуальности каждого из близнецов. А.Гезелл, проводя лонгитюдное исследование двух девочек монозиготных близнецов (от года до 14 лет; печатались с 1930 – 1952), не смог установить факторы, обусловившие их индивидуальные особенности.

Сотни часов, которые тренируемая девочка-близнец находилась в условиях экспериментов по моторике, речи и т.д. не прибавили ничего существенного к ее индивидуальности по сравнению с со-близнецом.

С другой стороны, специальные тренировки могут выполнять коррекционную функцию и быть достаточно эффективными, например, в отношении «косноязычности» близнецов.



4. Интервьюирование (опрос) близнецовых пар МЗ и ДЗ.





В данной работе не преследовалась цель изучать разлученных близнецов или проводить какие-либо эксперименты, чтобы выделить влияния генетических и средовых факторов на психологические особенности близнецовой ситуации. Изначально перед исследователями была поставлена задача по выявлению проблем, связанных с близнецовостью, т.е. психологические проблемы близнецовой ситуации. Однако при опросе 10 пар близнецов напрямую не было представлено ни одной конкретной проблемы. Все близнецы не считают близнецовость чем-то особенным.

Опрос близнецов проводился в виде интервью и при использовании анкет. Но ни в устной форме, ни в письменной близнецы не могут сформулировать какие либо проблемы, либо специфические особенности близнецовости. Всего в исследовании принимали участия женские пары близнецов: ДЗ-близнецы Р. и К., 16 лет, ДЗ-близнецы, К. и А. – 19 лет, МЗ-близнецы, Н. и В. – 22 года, МЗ и ДЗ-близнецы (тройня), Ю., Т. и О. – 23 года, ДЗ-близнецы, С. и К. – 26 лет; разнополые близнецы: ДЗ-близнецы Н. и Д., 19 лет и ДЗ-близнецы, Р. и М. – 22 года; мужские пары близнецов: ДЗ-близнецы П. и Ж. – 13 лет, ДЗ-близнецы О. и С. – 34 года и ДЗ-близнецы В. и М. – 40 лет. Все близнецовые пары проживают в Москве, кроме ДЗ-близнецов С. и К. (26 лет), которые родились и живут в Англии.

Семьи, в которых живут близнецы преимущественно среднего достатка, но некоторые из них являются неполными.

Р. и К. – ДЗ, 16 лет (женская пара) – родители развелись рано, в роду близнецов не было, есть старший брат (18 лет) от другого брака и дети отца, с которыми не видятся, обе похожи на мать.

Беременность у матери протекала нормально, но до конца не знала, что у нее будут близнецы, поэтому после родов испытала настоящий шок. Поскольку Р. в утробе «лежала на другой», то, по словам матери, она так и стала «забивать» другую. Вес у девочек был одинаковый – 2,600 г. За месяц набрали нормальный вес и в дальнейшем их развитие протекало как у обычных одиночнорожденных детей. Но свой собственный язык у них был до 2-х лет. В связи с этим мать не предпринимала никаких действий, считая, что «особый язык» пройдет сам. В результате нормальная фразовая речь появилась у девочек поздно. Отношения с братом изначально складывались хорошо. Он их опекал, и они образовывали своеобразную «триаду». Брат и мама хорошо понимали «интимный язык» близнецов, но в детском саду пришлось воспользоваться помощью логопеда. Отец ДЗ-близнецов ушел, когда им было по 2 года, и мать еще несколько раз выходила замуж, однако в результате у девочек не сложилось особого идеала мужчины. Впрочем, как и у сына.

Внешне девочки всегда были похожи, но пытались подчеркнуть свое различие. Особенно явно они стали это делать в пубертатном периоде. Несмотря на сходство, мать относилась к ним как к разным личностям, но одежду и игрушки покупала одинаковые, пока у близнецов не выявился особый вкус. Еще в детстве девочки отличались по своим интересам. Р. больше интересовали машинки, конструкторы, все, что можно строить и ломать. У К. интересы более женственные – куклы, платья. Изначально мать не пыталась разделять девочек, считая, что это не нужно и не удобно. Они ходили в одну группу детского сада и в один класс. Имея разную одежду, девочки до сих пор иногда могут поменяться вещами, если считают, что приобретенная ими одежда больше подходит со-близнецу.

По характеру девочки абсолютно разные. Р. – «сорванец», действует напрямик, не признает женскую одежду, носит джинсы и короткую прически, не красится, иногда курит, активно общается с противоположным полом, но серьезных отношений с мальчиками нет. К. более женственная, любит краситься, разборчива в отношениях с мальчиками.

Однако изначально в близнецовой паре было разделение на лидера и ведомого. Р. – лидер, К. – ведомая.

Мать растила детей, не применяя никаких особых наказаний. Они ничего от нее не скрывают и считают маму своей подругой. Проблемы решают разговорами. Сдерживающим фактором у девочек является то, что они боятся по-настоящему обидеть мать. Но мать, являясь авторитетом у близнецов, ждет большего послушания от К., чем от Р.

В отношении школьной успеваемости дела обстоят гораздо сложнее. Начали девочки учиться одинаково хорошо, но потом «скатились», по словам матери, на плохие оценки. Возможно, такая проблема возникла из-за того, что девочки по различным обстоятельствам четыре раза меняли школы. В результате у обеих возникла угроза остаться на второй год. Во избежание дальнейших осложнений, мама решила развести близнецов по разным классам. Девочки такое решение матери поддержали, так как К., выйдя из-под влияния сестры, стала намного лучше учиться. Близнецы и умственно и физически всегда развивались нормально, поэтому возникшие проблемы не обязательно нужно относить к особенностям близнецовой ситуации. Существуют множество факторов, где не последнюю роль, как уже было сказано, играет семья. У них на данный момент не очень хорошие, по словам матери, отношения с братом («холодная война»), которого она всегда ставит девочкам в пример.

При разговоре с самими близнецами всплыли новые факты их биографии. Обе девочки помнят себя с детского сада (лет 5), об общем языке знают лишь с рассказа матери, хотя К. считает, что такой язык у близнецов вполне логичен. Когда маленькие дети всегда вмести, им проще выдумать свой язык, нежели учить общепринятый. В отношении с сестрой К. вполне осознает себя как подчиняющуюся сторону, поскольку воспринимает Р., как серьезного человека, а себя считает достаточно легкомысленной. Конфликты у девочек случаются, но ссоры длятся не более 5 минут. Обе очень отходчивые и не злопамятные. За своим соблизнецом К. признает физическую силу, а также способность защитить ее. К. очень общительная, всегда пытается поддержать хорошие отношения не только со своими друзьями, но и с друзьями Р., хотя интересы и компании разные. Общие компании были только до 7-го класса (12 лет). Себя К. охарактеризовала следующим образом: «Просто бегаю, смеюсь, улыбаюсь». Считает себя активной, но данная активность бесцельно. Хотя, по словам матери, К. более целеустремленная, чем Р. В частности это относится к планам на будущее. К. нацелена на получение дальнейшего образования, а Р. нет. Р. понимает, что высшее образование необходимо, но ее это не интересует. По своим способностям обе девочки гуманитарии.

В отношении своего сходства у девочек мнения разные. К. это было неприятно, а Р. нравилось, когда окружающие обращали на них внимание. Но обе девочки любили путать людей, и добивались в этом успеха, несмотря на то, что К. всегда была повыше Р. Например, в начальном классе менялись местами за партой, а в 7-м классе Р. даже сумела один день отучиться за сестру, хотя, по ее словам, пойти в школу – это настоящий подвиг (правда, это в большей степени зависит и от самой школы). Р. честно признает, что К. умнее, но себя считает старшей сестрой. К. же говорит, что успехи в учебе у них одинаковые, а у Р. даже лучше, когда та не ленится, поскольку той достаточно пробежать глазами материал в учебнике, и она ответит на хорошую оценку. Но, к сожалению, у Р. абсолютно нет времени учиться. Она увлекается музыкой, большую часть времени проводит на радиостанции. По утрам ей очень сложно заставить себя встать, но если встала и пошла в школу, то там с большим удовольствием пообщается с одноклассниками. К. сама признает, что Р. лучше заводит новые знакомства, а К. с ними в дальнейшем общается. Хотя характер у Р. довольно сложный. Однако девочки отрицают «холодную войну» с братом. К. к нему очень хорошо относится. С ним больше ругается Р., считая себя самостоятельной, а он «лезет не в свое дело». Но так, брат и сестры могут даже вместе посидеть и попеть под гитару.

В целом сестры считают, что близнеца иметь очень хорошо, и проблем с этим никогда не возникало. Если возникает необходимость поделиться каким-либо секретом, то им проще все рассказать со-близнецу, несмотря на то, что у Р. есть и близкая подруга, и молодой человек. Р. соглашается, что они с К. где-то дополняют друг друга, но в любом случае считает себя не связанно с сестрой. Иногда вообще забывает, что у нее есть со-близнец. Но когда она была маленькой (года 3), однажды спутала свое отражение в витрине с К., воскликнув: «О, Кристина!».

Другая женская близнецовая пара К. и А. (19 лет) тоже воспитывались в неполной семье, но в отличие от К. и Р. они не росли с братом или сестрой, хотя у их отца есть дети, с которыми они ни разу не встречались.

Беременность их матери протекала нормально, но определить, что она ожидает близнецов, врачи смогли лишь на последнем месяце. Родились девочки почти в срок. Мама, правда, хотела сыновей и немного расстроилась, когда на свет появились две дочери. А. Родилась первой с весом 2700 г, а у К. вес был 3400 г. В дальнейшем К. в психологическом и физическом развитии всегда опережала сестру. Хотя «мозги» в их близнецовой паре А., но об этом еще будет рассказано.

Близнецы воспитывались в актерской семье. Но уход отца, когда им было по 9 лет, наложил свой отпечаток на их дальнейшую жизнь. Мама больше замуж не вышла, а девочки к своим поклонником относятся с долей пренебрежения. Вместе встречаются с молодыми и вместе ходят в кафе, театры. Друг без друга им в компании молодых людей скучно и неинтересно.

В детстве у близнецов тоже был свой язык, который не понимала даже мама. Но этого они не помнят. Помнят только, что в 5 лет вместо «гольфы» говорили «гофли» и другие похожие слова. Девочки хотя и общительные, но в детстве предпочитали на вопросы не отвечать, а кивать головами, и их криптофазия продлилась лет до 3-х. В результате в детском саду они пользовались услугами логопеда.

Ходить девочки начали не рано, в год и 7 месяцев, нормальная фразовая речь появилась в 5 лет. В детский сад девочки пошли не вместе, так как у К. возникли некоторые проблемы со здоровьем, но потом они вместе посещали одну группу. В детском саду помнят многих: воспитателей, друзей. Но лучшей подругой всегда был со-близнец. Хотя такими близкими подругами девочки стали только в школе. До этого они иногда ссорились и бегали в основном отдельно друг от друга. Являясь ДЗ, близнецов до сих пор сложно отличить внешне. Они всячески пытаются подчеркнуть свое сходство. Носят одинаковую одежду, обувь, прически. «У нас такой имидж», говорят они.

В детстве девочек одевали тоже одинаково. Возможно, варьировались цвета. И игрушки были одинаковые, так как разница хотя бы в рисунке на каких-нибудь подаренных стульчиках моментально вызывала проблемы и ссоры. Мама просто смирилась и стала дарить им все одинаковое. Кормили их тоже одновременно: усаживали вместе и кормили – ложка одной, ложка другой. В детстве близнецы ссорились часто. Хотя они не считают это особенностью близнецовой ситуации, поскольку все братья и сестры ссорятся между собой. Но при этом, как считает К., в любой ситуации виноват старший, будь то погодки или близнецы. Младшему, как правило, все «сходит с рук». Правда, в связи с этим А. упомянула, что К., будучи крупнее и сильнее, в детстве всегда ее била.

Некая система поощрения и наказания в семье существовала. Всего в воспитании девочек принимали участие мама, бабушка и иногда родня отца (в частности его сестра). «Заводилой» во всех мероприятиях была А., хотя за проделки, как правило, доставалось обоим. Поощрение зависело от конкретного занятия, например, за каждую строчку выученного стихотворения мама давала по апельсину. Наказывала мама их редко. Девочки помнят лишь один случай, когда мама их сильно отшлепала, причем признают в данном случае за ней правоту. Но в целом они считают свою маму ребенком. Она, на их взгляд несамостоятельная, безынициативная, не умеет планировать. Девочки сами зарабатывают деньги, и выдают их маме только с условием, что та их потратит строго по назначению. Однако при всем при этом мать у них самый близкий друг. Она им часто говорит, что «нас трое в этом огромном мире». Папа им никак не помогает. Разговаривать с ним могут только по телефону, так как он живет с семьей заграницей.

Девочки на удивление дружны. С трудом расстаются друг с другом и считают, что родиться близнецами это счастье. Очень редко бывают врозь, но создается впечатление, что в разлуке с сестрой тяжелее быть А. Их, естественно, путают, хотя они и не считают, что очень похожи. Был, правда, один случай, когда А., встав рядом с К., спутала на мгновение свое отражение с отражением сестры. Бывают, если одну из них позовут, то отзываются обе. Однажды А. даже сходила на свидание за К. Вкусы их совпадают, но если им нравится что-то разное из одежды, то просто приходят к какому–то компромиссу. Но на молодых людей вкусы несколько разные, только однажды им обеим понравился один и тот же мальчик, который их не различал. К. рассказала эту историю следующим образом: «Одна признается: «Мне такой-то мальчик нравится», вторая говорит: «И мне он нравится», а вторая говорит: «Ну, он мой», типа, «не отдам тебе»». Из этого разговора видно, что близнецы часто говорят о себе в третьем лице, хотя «Я» и присутствует в разговоре, но в основном у А.. нежели у К. Девочки признаются, что чувствуют себя одним целым, когда вместе. Но на работе четко разделяют «Я». Вместе они себя считают «энергетически сильнее». Их интересы также очень схожи. Обе увлекаются музыкой, занимаются танцами и английским языком. Правда, «детские» интересы дольше сохранялись у А. Успеваемость в школе у девочек была одинаковой. Вначале они учились не очень хорошо, но в 5-м классе дружно решили «взяться за ум» и закончили школу только с несколькими 4-ками, причем К. шла на «серебряную медаль». К. по общему признанию понимала все сразу, а А.. для этого требовалось время и часто пользовалась помощью сестры. Девочки считают, что А.. больше гуманитарий, а К. – технарь. К. с восторгом рассказывала, что А.. лучше разбирается и в жизненных ситуациях. Даже мама спрашивает ее совета. «Как А. скажет, так и будет», - говорит К. , но при этом добавляет, что поддержит А., если посчитает решение правильным. «Я мозги», - говорит А. К.: «А. решает глобальные проблемы».

В своей близнецовой паре девочки не выделяют ни лидера, ни ведомого. Они считают, что у них равноправие. Правда А.. всегда ощущает себя старшей, и К. чувствует это. На вопрос, кто является авторитетом в семье, А. сказала «Я», но засмеялась и назвала авторитетом их кошку. Они так прямо и не ответили на этот вопрос. Их просто трое (близнецы и мать), хотя они очень общительные, не зажатые. Но близких подруг нет, так как лучше, чем сестра не поймет никто. Если допустить кого-то в свою триаду, то может возникнуть, по словам К., дисбаланс. При этом чувствуют зависимость друг от друга, но боль друг друга не ощущают. Сон, правда, может присниться одинаковый.

Проблемы близнецовой ситуации сложно выделить. Девочки считают, что растить близнецов, во-первых, материально сложно. «Родителям нужно приобретать все за раз, одновременно и в двойном экземпляре». Есть и некоторая обида у К., что папина родня больше любит А., хотя А. это отрицает. Просто все говорили, что А. половчее, и из-за этого К. было обидно. Вообще проблем «уйма», но сформулировать их трудно. На вопрос, хотели бы выйти замуж за близнецов и иметь близнецов детей, девочки ответили, что такого желания нет, хотя близнецы у них есть в роду. В клуб близнецов тоже не особенно хотят вступать, так как не считают, что близнецовость это нечто оригинальное. Но поскольку девочки общительные, они с удовольствием общаются с близнецами, причем «тройня» для них оказалась настоящей экзотикой.

Следующая пара близнецов «тройняшки» - Ю., Т. и О. Они так и не знают, кто из них МЗ, а кто ДЗ. Им 23 года. Ю. И О. живут вместе в Москве, а Т. последние 5 лет учится в Англии и приезжает только на каникулы. Росли в полной семье. Но все они абсолютно самостоятельные личности, похожие и в то же время не похожие внешне. Достаточно яркие и энергичные. По порядку рождения первой появилась на свет Ю., второй Т. и третьей О. При этом их вес колебался в районе 1700 г. Но по росту девушки всегда различались. Выше всех – Т., затем идет О. и последняя по росту Ю. Говорить близнецы начали до 2-х лет, общий язык был.

Ю., рассказывая о сестрах, говорит, что нет никого ближе, чем 2 ее сестры, поэтому Т. очень тяжело жить без их поддержки.

Девочки изначально были очень физически слабыми. Приходя из школы, они буквально падали, и ни на что другое у них не хватало сил. Главное, что их спасло и подняло – это спорт. Занимались всем понемногу: гимнастикой, акробатикой, лыжами, борьбой.

Помнят себя «тройняшки» с 3-х лет и старше. В детстве ходили в детский сад. Они не скучали по родителям, так как всегда были втроем. Кроме того, близнецы очень общительные. Замкнутости друг на друге никогда не было, поскольку везде найдут себе друзей, но друзья у них преимущественно были общие. Когда Т. уехала, ее со-близнецы не так сильно по ней скучали, в отличие от самой Т. Она до сих пор может на неделю «впасть в депрессию», скучая по сестрам. Родители воспитывали их вместе. Самое активное участие принимала мама, хотя авторитетом в детстве считали отца. Теперь явным авторитетом пользуется мама. С отчимом у них просто хорошие отношенивсе для dleфильмы и сериалы онлайн hdавтоматический обмен webmoney на приват24android игры, приложения, инструкции, обзоры
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Очень хорошоя статья.
  • BasssTa

  • 21 января 2009 10:57
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
мне оч нраффф!
Главная страница | Регистрация | Добавить новость | Новое на сайте | Статистика | Форум Copyright © 2006-2015. Интернет-Портал Близнецы All Rights Reserved
Перепечатка материалов возможна только с обязательной ссылкой на сайт portal-bliznetsy.ru
{sys_info}